Что такое Благодать? Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Несколько десятилетий назад, на поздравительной открытке, которую мы рассылали по случаю Дня Благодарения из учебного центра «Лигоньер Валли», было написано: «Сущность теологии - благодать, сущность христианской этики - благодарность.» В дебатах о значении наших действий и действий Бога в нашем освящении мы можем оказаться на верной стороне, если будем помнить о милости и благодарности. Чем больше мы понимаем, насколько добр к нам Бог, и чем больше мы ошеломлены Его милостью, тем больше мы хотим любить Его и служить Ему.

Но мы не сможем правильно понять милость и благодарность, если не будем ясно представлять себе, что такое милость. Что это такое? Ещё детьми многие из нас запомнили из катехизиса, что милость - это незаслуженное благорасположение Бога. Первое, что мы понимаем о милости, что это то, что мы не заслужили. На самом деле, даже если это всё, что мы когда-либо поймём о милости, то Богу, я уверен, это будет приятно. Итак, пусть это будет наше рабочее определение милости - нечто незаслуженное.

Послание апостола Павла Римлянам проливает свет на то, что мы имеем в виду, когда говорим, что милость - это нечто не заслуженное нами. В Рим. 1:18-3:20, апостол объясняет, что в Судный День, мы впервые будем судимы совершенным судом - абсолютно честным и праведным. И никто не сможет ничего сказать в своё оправдание, когда встанет перед трибуналом Бога. Это очень страшно для падших людей, поскольку, на таком суде, осуждение является единственным возможным приговором для грешных мужчин и женщин: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Но для тех, кто верит в Христа Иисуса, надежда есть, ведь если мы в Нём верой, то мы были оправданы Его милостью. Отметьте, что оправдание было дано не по обязанности, а свободно, через милость, через цену, уплаченную для искупления одним только Иисусом. Нам нечем хвалиться, мы оправданы не нашими делами, но только по милости и только через веру. Дальше, Павел обращает наше внимание на Авраама - выдающийся пример оправдания по вере, и поэтому свободного от приговора Божьего суда. Если бы основанием для спасения и оправдания Авраама было то, что он сделал - какое-либо благое дело, какое-либо дело заслуживающее одобрения, поощрения или похвалы, то, как писал Павел, у него было бы чем хвалиться. Но Авраам не сделал ничего подобного. Всё, что у него было - это вера, которая сама по себе тоже была даром: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.» (Рим. 4:3, см. Еф. 2:8-10)

Ключевое место здесь это Рим. 4:4-8:

«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.  Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:  Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.  Блажен человек, которому Господь не вменит греха.»

По отношению к Господу, мы должники, которые не могут заплатить за себя. Вот почему Библия говорит об искуплении с использованием экономических терминов. - мы «куплены [дорогою] ценою» (1 Кор. 6:20). Только кто-то другой - Христос - может заплатить за нас наши долги. Это и есть милость. Не наши добрые дела обеспечивают наше спасение, а Его дела - труд Христа. Это Его заслуга, а не наша. Мы не достойны ничего [хорошего]. Он дарует нам Свои заслуги из милости и благодати, и мы принимаем их только через веру. Милость обязательно даруется добровольно. Как только она становиться обязательной, она прекращает быть милостью.

Мы никогда не должны прекращать изумляться оказанной нам милостью. Божий стандарт справедливости абсолютен, свят и непорочен. Вот почему мы должны всеми нашими силами держаться за заслуги Иисуса Христа. Только они могут удовлетворить требования Божьего суда, и эти заслуги Иисус дарует нам совершенно свободно. Мы не достойны их. В нас нет ничего, что могло бы вызвать благорасположение Господа и привести к нашему оправданию. Это чистая милость. И чем больше мы понимаем, что Бог сделал для нас - грешников, тем больше мы хотим исполнять Его волю. Величайшие учителя церкви говорили, что первым признаком настоящего освящения является все возрастающее осознание собственной греховности. Вместе с этим, приходит и всё большее осознание Божьей милости. И отсюда все большая любовь к Богу и желание повиноваться Ему.

Когда мы по настоящему понимаем милость, когда мы видим, что Бог должен нам только Свой гнев, но, вместо этого, дарует праведность Христа, чтобы покрыть ей наше бесчестие, тогда всё изменяется. Христианская этика основывается не на исполнении некоего абстрактного закона или свода правил, скорее наше поведение вызвано благодарностью. Иисус подразумевал это, когда говорил, что если мы любим Его, то исполним Его заповеди. Если можно перефразировать то Он сказал: «Исполняйте Мои заповеди не ради желания быть правыми, а ради вашей любви ко Мне.» Настоящее понимание милости - незаслуженного Божьего благоволения - всегда вызывает жизнь полную благодарности и послушания Богу.

 www.ligonier.org