Доктрина, Практика и Чувства. Р.Ч. Спрол мл. (R.C. Sproul Jr.).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 Пожалуй можно доказать, что реформатов отличает от всех остальных евангельских христиан не сколько твёрдая убеждённость в правоте кальвинизма по сравнению с арменианством, сколько твёрдая уверенность в ценности [христианской] доктрины. То есть мы реформаты из-за того, что придерживаемся определённых доктрин, и мы с готовностью говорим, что доктрина вообще имеет большое значение. Что не удивительно, поскольку так было со времён Реформации.

 Когда католический гуманист-учёный Эразм писал свою Диатрибу, которая была направлена против мудрых идей Лютера, он пошёл по довольно скользкому пути. Он не противостоял какой-либо определённой идее, а доказывал, что не быть конкретным - это и есть мудрость. На что Лютер ответил в "Рабстве Воли": "Святой Дух - не скептик".

 Евангельская церковь, как правило, больше заботиться о практических вопросах, чем о теологических абстракциях. Например, в реформатской церкви, вы можете услышать семь проповедей подряд на тему вечных Божьих постановлений. В других же евангельских церквях, вы скорее услышите семь проповедей подряд посвящённых построению счастливого брака. Конечно же это важно, иметь правильное, библейское понимание Божьего суверенитета над всем творением, чтобы хоть на начальном уровне  понимать вечные Божьи постановления. И этого можно достичь с помощью серии из семи проповедей на эту тему. Также, нам важно иметь счастливый брак. И этому тоже можно посвятить серию из семи проповедей. Мы свободно можем проповедовать и учить и о том, и о другом именно потому, что Библия сама говорит об этих предметах. Эти темы не противоречат друг другу, но мирно соседствуют.

 Но, в то же время, меня беспокоит ложное противопоставление, которое мы искусственно создаём когда отделяем доктрину от практической теологии. Я хочу сказать, что понимание Божьих постановлений имеет большое практическое значение, а тема счастья в браке прямо основывается на здравом библейском учении. Вы не можете ошибочно понимать взаимоотношения Христа и Церкви, если на самом деле понимаете отношения мужей и жён в браке (Еф. 5).  

Кроме учения и практики, которые неразделимо связаны друг с другом, нам надо помнить ещё об одной вещи. Христианская вера касается не только того, что мы делаем и о чём думаем, но и того, что мы чувствуем. Мы призваны к доктринальной ортодоксии, к практическому благоразумию и к поддержанию правильного настроения. Мы призваны к созиданию правильных чувств. У мира, конечно же, есть на это своя перспектива. Эпистемологический релятивист заявляет: " У меня есть своя правда, и мой разум не подчинится никаким авторитетам". Этический релятивист говорит: "Я сам могу решать, что хорошо, а что плохо, моя совесть ничем не связана". Подобно им эмоциональный релятивист заявляет: "Я могу чувствовать, что захочу, никто не властен над моими эмоциями". Но ведь на самом деле наши чувства не нуждаются в оправдании. Мы чувствуем то, что чувствуем, так, как это происходит.

Но мы, будучи христианами, не от мира сего. У нас другое призвание. Великая заповедь требует, чтобы мы любили нашего Господа и нашего Бога не только всем разумением и силой, но также и всем сердцем. Любовь включает в себя знание о том, кто Он есть, и повиновение Его заповедям. Но она включает в себя и настоящие эмоции. Если мы не любим Его всем сердцем, то это не просто факт, это грех. Любовь - это единственная правильная и адекватная реакция на откровение Бога о Себе, ведь Он всецело достоин любви.

Эти три элемента - ум, сердце и сила - не подобны колоннам, которые поддерживают здание, скорее они похожи на три пряди каната: переплетаясь, они усиливают друг друга. Чем больше мы знаем о Боге, тем больше радуется наше сердце.

Посмотрите на апостола Павла - это лучший пример. Как часто он, в процессе объяснения сложной теологической идеи или разбора запутанной мысли, переходит к прославлению Бога. Также и с нами, чем больше мы любим Бога, тем больше хотим знать Его. Конечно же, чем лучше мы знаем Его, тем больше знаем Его закон, поскольку он отражает Его. Открывает нам Его характер. Вот почему псалмопевец восклицал, что любит Его закон (Пс. 118:97).

И чем больше мы познаем Его и Его закон, тем больше понимаем, насколько мы зависим от Его благодати. Это, в свою очередь, отражается на нашей благодарности и радости. На самом деле, лучшие плоды духа созревают на почве души, которая глубоко осознаёт свою нужду в Нём, в знании о Нём и Его благодати.

Так как мы все призваны искать Его царство, то мы поступим мудро, если запомним, Царь и царство едины. Нам надо искать Его - Образ Отца нашего небесного. Доктрина важна, практика важна, чувства важны. Ведь всё, что мы есть, принадлежит Ему. Нет ничего более практичного, чем доктрина. Нет ничего более истинного, чем повиновение. Нет ничего более трогательного, чем Он.

 

www.ligonier.org