Когда летают свиньи. Р. Ч. Спрол младший (R.C. Sproul Jr.).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Когда летают свиньи. Р. Ч. Спрол младший (R.C. Sproul Jr.).

 //Р. Ч. Спрол младший - основатель служения Хайландс, доцент философии и апологетики в Реформатском Библейском колледже, а также автор книги и серии лекций "Доверяя Богу".//

 У нас, Протестантов, складывается двойственное отношение к Фоме Аквинскому. С одной стороны, как Протестанты, по крайней мере, те из нас, кто относятся к Реформатам, мы ценим его теологическую гениальность. Мы глубоко уважаем его ум, возможно даже мечтая, что если бы он жил в наше время, то, несомненно, был бы одним из нас. С другой стороны, будучи Протестантами, мы протестуем. Ведь его гений был также замечен и использован Римом. Он был великим теологом для Римской церкви. И мы любим гениальность, но не очень-то любим Рим.

 Мы могли бы потратить некоторое время на обсуждение того, насколько его теология была хороша или плоха. Не один десяток лет назад, на страницах этого самого журнала, по моей просьбе не менее гениальный профессор Джон Герстнер доказывал, что теология Фомы была по сути Протестантской. Может быть и так. Я люблю и уважаю этого человека (или лучше, этих людей, поскольку это относится и к профессору Герстнеру) совсем по другой, по лучшей причине. Мы гордые люди, и поэтому наслаждаемся гениальностью людей. Но к Фоме, тем не менее, привлекает по настоящему не его мощный интеллект, а его смиренное сердце.

 Это стало видно из одной легендарной истории о Фоме, относящейся к годам его студенчества. История начинается с того, как Фома вошел в кабинет. Профессора еще не было, но большинство студентов уже пришло. И они все с большим любопытством выглядывали в окна. Фома спросил их, что они там увидели. Они ответили: "Фома, иди скорее сюда, тут свиньи ЛЕТАЮТ!" Фома бросился к окну, чтобы посмотреть, но был встречен взрывом хохота. Когда они успокоились, он мягко, но точно указал на их грех, сказав: "Я скорее поверю, что свиньи могут летать, чем, то что мои друзья могут мне лгать.".

 Мы, если будем пропитаны духом этого времени, можем посмеяться над такой доверчивостью. Мы можем просто осмеять подобное легковерие. Мы даже можем поддержать наш цинизм библейским текстом. "Ну что же ты Фома, разве ты не знаешь, что мы должны быть, не только безвредны как голуби, но и мудры как змеи?" (Мф. 10:16).

 Или мы можем посмотреть на это так, как оно есть - как на проявление благочестивого характера, который и сделал Фому великим человеком. Мы можем смотреть на это как на то, чему мы должны ревностно подражать в наших жизнях.

 Другой великий и гениальный муж Божий научил меня этому, еще, когда я был молодым студентом. Я был как второкурсник, который оказался в средней школе. У меня было такое мышление. То есть я считал себя мудрым, и тратил силы и время на то, чтобы культивировать этот образ. Я одевался в черное, я слушал тяжелые песни эзотерических рок групп. Я писал безумные стихи о стенах, масках и червях. И тогда мой отец бросил мне одним махом и упрек и вызов. Он сказал мне: "Сын, самый дешевый способ приобрести репутацию интеллектуала - это стать циником".

Но я не хочу иметь репутацию интеллектуала или циника. Я хочу иметь репутацию последователя Господа Иисуса. Я хочу простоты, при которой о репутации просто не думаешь. Я хочу невинности, которая будет так крепка в моем сердце, что будет ожидать только невинности от собратьев по вере. Я не хочу быть известным как великий теолог и великий муж Божий, но хочу быть известным Богу, как Его скромное дитя. Все это, если сказать короче, означает, что я хочу искать царства Божия и Его праведности.

В конечном счете, наша борьба за репутацию - это борьба за возможность строить и расширять наше собственное царство. Мы хотим быть самыми умными в компании. Потом мы хотим быть самыми умными в церкви. Потом мы хотим быть самыми умными из всех, кого мы знаем. Мы хотим быть царем Умнейшей страны. И даже если мы не заботимся о том, что будем есть, и во что будем одеваться, как те, о ком говорил Иисус, мы беспокоимся о том, что люди о нас подумают, или о том, что они о нас вообще не думают. Мир говорит нам, что таким образом наша жизнь приобретает значение. Что таким образом мы можем понять смысл. Мир говорит нам, что свиньи всегда привязаны к земле. Но Иисус призывает нас верить в Него. Он говорит нам, что если мы будем искать в первую очередь царство Божие и Его праведность, тогда мы получим все то, что нам хочется или нужно. Он говорит нам, что если мы будем наслаждаться Им, то Он даст нам желание нашего сердца. И вопрос не в том достаточно ли мы умны, чтобы понять Его, а в том, достаточно ли мы смиренны, чтобы подчиниться Его словам.

Я полагаю, что когда Фома отправился к Господу за своей наградой, он не бросил к Его ногам венец своей репутации гениального теолога и апологета. Думаю, что он положил его к ногам Господа задолго до того, как отправился к Нему. Вместо этого, он бросил перед троном гораздо более ценный венец - славу своей смиренности.

 

Журнал Tabletalk, Сентябрь 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org