Умер ли Бог на Кресте? Р. Ч. Спрол (R. C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего


 Знаменитый церковный гимн "Может ли это быть?" (“And Can it Be?”) содержит строчку, которая задаёт весьма острый вопрос: "Как может это быть, чтоб Ты, мой Бог, смерть принял за меня?" Можно ли сказать, что Бог умер на кресте?

Подобные выражения популярны в гимнах и обывательских разговорах. Поэтому, хотя меня и мучают угрызения совести по поводу этого гимна и этой строчки в нем, я думаю, что понимаю, что тут подразумевается и могу, в некотором смысле, оправдать его.

Мы верим, что Иисус Христос был воплощённым Богом. Мы также верим, что Иисус Христос умер на кресте. Если мы скажем, что Бог умер на кресте, и если мы будем подразумевать гибель божественной природы [Христа], то мы впадём в серьёзную ересь. На самом деле, две ереси, относящиеся к этой проблеме, возникли в ранние дни церкви: теопассианство и патрипассианство. Первая из них, теопассианство, учит, что Бог Сам умер на кресте. А вторая, патрипассианство, считает, что Отец пострадал через страдания Своего Сына. Обе эти ереси были открыто, отвергнуты Церковью из-за того, что они обе отвергали суть и природу Бога, включая Его неизменность. В Божьем характере и природе нет, не было и не будет никаких изменений.

Бог не только создал вселенную, но и поддерживает её силой Своего бытия. Как сказал Павел: "мы Им живём и движемся и существуем" (Деян. 17:28). Если существование Бога прекратится только на одну секунду, то исчезнет всё, что есть - вся вселенная. Все уйдёт в небытие, поскольку ничего не может существовать отдельно без сохраняющей силы Бога. Если умрёт Бог, то всё умрёт вместе с Ним. Очевидно, что Бог не мог умереть на кресте.

Некоторые говорят, что на кресте умерла вторая Личность Троицы. Но это было бы изменением в самой сущности Бога, поскольку, когда мы обращаемся к Троице, то говорим, что три едины в сути, и что хотя и существуют различия в личностях Божества, но они не касаются сущности, то есть бытия Бога. А смерть - это нечто, что непременно приносит изменение в бытие любого существа.

Мы должны отшатнуться в ужасе от идеи, что Бог на самом деле умер на кресте. Искупление было совершено человеческой природой Христа. Некоторые люди считают, что это уменьшает величие или ценность действия искупления, как если бы мы каким-либо образом принижали божественность Христа. Вовсе нет! Умер Богочеловек, но смерть может постигнуть только человеческую природу, поскольку божественная умереть не может.

www.ligonier.org