Для Славы Божьей. Р. Ч. Спрол (R.C. Sproul)
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

В церкви Святого Андрея в Стенфорде, Флорида, в которой я являюсь одним из пасторов, мы специально делаем так, чтобы и члены нашей церкви, и прихожане точно понимали доктринальные основания нашего сообщества. И, как одни из способов достижения этой цели, мы каждое Воскресное утро указываем в церковном бюллетене, что "мы согласны с заявлениями протестантской реформации о пяти "только"".

Хочу напомнить, что пять "только" - это пять пунктов, которые суммируют библейскую теологию, восстановленную и провозглашённую во время протестантской реформации. Вот как мы указываем это в нашем бюллетене:

Только Писание: Библия является единственным божественным письменным откровением, и только она является законом для человеческой совести.

Только Вера: Оправдание приходит только через веру. Заслуги Христа, вменённые нам через веру - это единственное основание для того, чтобы Бог нас принял, через освобождение нас от наших грехов и вменение их Христу.

Только Христос: Только Он является нашим Заступником, и только Его трудом мы искуплены.

Только Благодать: Наше спасение целиком и полностью основано на Божьей благодати.

Одному Только Богу Слава: Только Богу принадлежит вся слава.

Каждый из этих пунктов очень важен, но первые четыре нужны для того, чтобы исполнился последний - "Одному Только Богу Слава". "Только Писание" провозглашает славу Божьей власти, ведь только вдохновлённое Им Слово может абсолютно повелевать нам. "Только Вера", "Только Христос" и "Только Благодать" возвышают Божью славу в нашем спасении. Бог, и только Бог, через Своего Сына - Иисуса Христа, спасает Свой народ от греха и смерти.

Нам обязательно нужно подчёркивать славу Бога, поскольку эту истину очень трудно принять. Отказ прославлять Бога так, как это следует делать, - это основа нашей испорченной сущности. Как об этом сказал апостол Павел в своём проницательном описании человеческого падшего состояния в первой главе Послания к Римлянам: "Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога" (стих 21).

Очень часто, когда мы говорим о Боге, мы не описываем Его так, чтобы можно было понять, что мы говорим о Боге Библии. Я уже не один раз говорил, что если наш бог не суверенен, то он не Бог. Но это ещё не все. Если мы не признаем суверенитет Бога, если мы не признаем справедливость Бога, если мы не признаем всезнание Бога и Его неизменность, то, о каком бы боге мы ни говорили, - это не Бог. Мы не прославляем Бога как Бога, мы прославляем нечто меньшее, чем Бог, как если бы это было Богом, а прославлять кого-либо вместо Бога или кого-то меньшего, чем Бог, так как если бы это был Он - это и есть суть идолопоклонства.

Идолопоклонство - это наш самый основной грех, и в нем происходит подмена: Бог открывает нам нечто истинное о Себе, а мы спекулируем этой истиной и остаёмся на руках с ложью. Мы меняем славу Бога на славу творения. Это может быть и в виде примитивного поклонения чему-либо сделанному нашими руками, например статуе или иконе. Но есть и более утонченный, более интеллектуальный вид идолопоклонства - изменение учения о Боге таким образом, чтобы лишить Его тех атрибутов, которые нам не нравятся. Все мы склонны к созданию бога, который не обладает святостью, гневом, справедливостью и суверенитетом. Нам так легко принимать те атрибуты Бога, которые нам нравятся, и отвергать те, которые мы не любим. И это делает нас такими же идолопоклонниками, как и те, кто поклоняются физическим изображениям [бога].

Каждый день в Америке, мы слышим один из величайших обманов о Боге - а именно, что мы все поклоняемся одному и тому же богу. Нам говорят, что как бы мы его (или это) не называли - или Аллах, или Яхве, или Дао, или Будда - это не важно. Мы все поклоняемся одному и тому же. На что я всегда отвечаю: "Нет, это не так". Самое страшное в [ненастоящей] религии это то, что она подчёркивает вину человека перед Богом и при этом создаёт неэффективные средства для исправления ситуации. Импульс к созданию альтернативы к той религии, которую Бог открыл нам в природе и Писании, - это идолопоклонство. Но даже если мы и смелы в провозглашении этой истины, мы должны быть на страже, чтобы не впасть в идолопоклонство прямо в среде христианского сообщества. Из-за того, что мы падшие существа, мы можем быть и религиозными, и идолопоклонниками в одно и тоже время. Любой из нас может создать себе бога по своему образу и подобии, принижая или игнорируя те аспекты Его характера, которые нам не нравятся. Если мы поступаем, таким образом, то мы удерживаем ту славу, которая принадлежит одному только Богу.

Вся цель нашего спасения - это привести нас к тому, чтобы мы поклонялись Богу и прославляли Его как Бога. Великая опасность заключается в том, что мы концентрируемся на себе и крадем славу Бога. Во всем, что мы делаем, движущая сила христиан всегда должна быть - Soli Deo Gloria - "Единому Богу Слава". И единственный способ этого добиться - это воздавать Богу честь как Богу, понимая Его таким, каким Он открыл Себя в Своём Слове, а не в соответствии с мнениями падших созданий.

Журнал Tabletalk, Март 2014. Служение Лигоньер. www.ligonier.org