Заговор Да Винчи. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul)
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Да, в спектре идеологий на самом деле существует фанатичная приверженность. Обычно взгляды описывают как, левосторонние или правосторонние. За их пределами термины становятся более определенными: радикально правые и радикально левые. Но если мы пересечем и эти границы радикальных взглядов, то попадем во владения фанатичной приверженности. Она есть и справа, и включает в себя неонацистов, скинхедов и им подобных. Слева фанатичная приверженность включает в себя радикальных приверженцев "Теории Заговоров" и даже людей получивших академическое образование, которое выходит за пределы их интеллектуальных способностей. Например "Семинар об Иисусе" является представителем фанатичной приверженности в теологическом мире. Адекватный ответ на их воззрения - это не терпеливый, критический анализ, а презрение и насмешки. Их теории и гипотезы не стоят серьезных ответов.

В царстве идеологических дискуссий всегда есть любопытная фаза называемая "фаза журнализма". Она питается сенсациями. Они занимают первые полосы изданий и вызывают интерес журналистов своей необычностью и новизной. "Семинар об Иисусе" вызывает восхищение у создателей программ новостей своей радикальной новизной. Нечто похожее происходит и когда заголовки пестрят названиями книг, ставших успешными в нашей культуре, подобных книге "Код Да Винчи". Эта книга дала сенсационную оценку Новозаветным документам и их изображению Иисуса из Назарета.

Мы охвачены страстью находить недостатки у известных людей. Мы неизлечимо привязаны к разрушению образов, мы получаем удовольствие в падении великих. Мы любим напевать: "Как пали сильные" (2 Цар. 1:25, англ. идиома означающая моральное падение, - Прим. пер.), когда видим известных людей обвиняемых в преступлении или аморальном поведении. Отметьте, внимание уделяемое криминальным судам над известными людьми подобными О. Д. Симпсону. Когда бы "великий мира сего" или "звезда" нашей культуры не впали в коррупцию, это вызывает сочные, с лакомыми кусочками обсуждения в публике жадной до споров. Никогда на исторической сцене не стоял персонаж с меньшим количеством недостатков, чем Иисус из Назарета. На самом деле, даже за пределами Церкви и ее вероисповеданий, Иисус часто воспринимается как безупречный человек. И все же нет более лакомой цели для создания сенсационного художественного произведения, чем Иисус. Запятнать Его образ косвенными обвинениями в непристойностях - это высшая форма разрушения образа. Добавьте сюда страсть к таинственным сообществам и интригам, и вы легко поймете как "Код Да Винчи" смог оказаться в первых рядах в списке бестселлеров. В добавление к критически важному "открытию" тайной любовной жизни Иисуса, существует и интрига со скрытыми ключами от наиболее известного деятеля искусства в истории - Леонардо Да Винчи. Известная картина Тайной Вечери сама, предположительно дает один из этих ключей.

Почему мы столь легковерны и принимаем подобные вещи всерьез? Автор, который пишет художественное (а не документальное) произведение, тем не менее, заявляет, что основывается на реальных исторических данных. Это заявление добавлено к художественной части книги. В итоге у нас есть не документальное, а художественное произведение с использованием литературного приема - заявления об исторической точности. Это заявление об использовании настоящих исторических данных в этой книге основывается на совершенно не заслуживающих доверие источниках. Настоящий исторический источник непристойных рассуждений о поведении Иисуса находится в псевдо-евангелиях второго и третьего столетия. Очень рано в истории Церкви эти псевдо-документы были обличены как подделки, поддерживаемые ранними сообществами гностиков.

Кто были эти гностики, которые создали эту поддельную литературу? Гностики были так прозваны, поскольку они заявляли, что имеют особое знание, которое не доступно прочим людям. Они позаимствовали свое название от греческого слова обозначающего знания - "гносис". Гностики сторонились обычных категорий знаний, которые присущи человеческой эпистемологии (науке о знаниях, прим. - пер.), а именно того, что мы получаем наши знания с помощью наших чувств (эмпиризм) и с помощью логических выводов из имеющихся данных (рационализм). Гностики отрицали и то, и другое, они заявляли, что имеют лучший путь к познанию через непосредственное восприятие истины мистической интуицией. Эти люди, заявляющие, что обладают знаниями, продвигали свои интеллектуальные теории как более совершенные по сравнению с тем, чему учили апостолы первого столетия. Они заявляли, что имеют знания, превосходящие те, которые были у очевидцев [действий и учения] Иисуса. Нет конца их вычурным размышлениям, которые, как они заявляли, были следствием их особого таинственного откровения. Короче говоря, гностики противились научному и трезвому взгляду на историю.

Это важно для нас понимать основы гностицизма, поскольку мы живем в культуре, которую можно назвать культурой неогностицизма. Наша культура давно уже опьянена теориями Нью Эйдж, которые имеют много общего с гностицизмом. Наиболее очевидная точка их соприкосновения - это замещение рационального и эмпирического исследования мистическими откровениями. Мы также живем во время, которое характеризуется принятием философского и морального релятивизма. Релятивизм и гностицизм - это не одно и то же, но они имеют столько общего, что очень подходят друг другу. Как только вы принимаете философию релятивизма, вы уже не можете управлять вашим познанием мира через чувства. Это открывает дорогу такой литературе, которая делает "Код Да Винчи" бестселлером, а Дена Брауна - известным. Но недостатки книги открывают нам гораздо больше о пороках ее автора, чем о тех недостатках, которые приписываются самому безупречному персонажу истории.

 www.ligonier.org