Единая, Святая, Вселенская и Апостольская Церковь. Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

"Единая нация, под Божьей рукой, незримой, в свободе..." [Гимн США.] Мы так говорим. Мы спорим об этом (особенно о фразе: "под Божьей рукой"). Но так ли это? По настоящему-ли едины Соединенные Штаты? "Более совершенный союз", которого добивался Линкольн, едва-ли можно назвать совершенным или гармоничным. Мы являемся нацией, которая глубоко разделена - морально, философски и религиозно. Но еще есть внешняя оболочка формального и организационного единства. Мы представляем собой союз без единства.

Как это происходит с "Соединенными" Штатами, так это и с единством Христианской Церкви. Отъединенность Церкви является одним из четырех классических терминов, для определения Церкви. В соответствии с Никейским Собором (325г.), Церковь - единая, святая, вселенская и апостольская.

 Мало церквей в наше время уделяют внимание тому, чтобы быть апостольскими. Еще меньше, кажется, уделяют внимание святости. И в то время, как эти два качества стали неважными по мнению воцерквленных людей, то говорить, что Церковь вселенская и единая, стало просто химерой.

 Церковь, по своей организации, - безнадежно раздроблена. Со времени рождения "Экуменического Движения", Церковь стала еще более разделенной, чем объединенной. Сейчас кризис разделенности на первых страницах газет, сразу после решения Епископальной церкви рукоположить не раскаявшегося гомосексуалиста в сан Епископа.

Так что же - Единство - это несбыточная мечта? Разве, в своем историческом выражении, - это просто иллюзия?

 Чтобы ответить на эти вопросы мы должны рассмотреть природу единства Церкви.

 Во-первых, глубочайшее и самое важное единство Церкви - это духовное единство. И хотя мы никогда не сможем разделить его с физическим единством, в отношении к единству Церкви, мы можем и должны различать их.

 Это был Августин, кто наиболее глубоко учил о различие между видимой и невидимой Церковью. Этим классическим различением Августин не создал образ двух разделенных церковных общин, одной видимой а другой не видимой. Так что же, он видел одну церковь "в подполье", а другую на виду?

 Нет, он описывал церковь в церкви. Августин взял это из учение нашего Господа, о том, что пока Он не очистит Свою Церковь в славе, она будет в этом мире как община, содержащая и "плевелы", и "пшеницу". Плевелы - это сорняки, которые растут вместе с цветами в саду Христа.

 Поскольку пшеница и плевелы находятся в Церкви одновременно, мы знаем, что верующие со-существуют с неверующими, рожденные свыше вместе с не рожденными. Эта ситуация подвигла Августина описать церковь, как "смешанную общность" (corpus permixtum). Невидимая Церковь - это Церковь состоящая из настоящих верующих. Это Церковь состоящая из перерожденных, или, как сказал Августин, "Избранных".

 Иисус ясно сказал, что есть некоторые, и даже множество тех, кто исповедуют веру, но не имеют ее. Его пронизывающее предупреждение - это кульминация Нагорной Проповеди: "Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф 7:21-23).

 В другом месте Иисус отметил, что люди чтут Его устами, в то время как сердца их далеки от Него. Плевелы как раз и заявляли, что исповедали Его устами. Но все же Иисус отверг их. Он скажет им (нет, даже не скажет, а прикажет) - "отойдите от Меня". Он провозгласит, что они никогда не были частью Его Церкви. "Я никогда не знал вас." Это не овцы, которые обратились в козлов. Они сыны и дочери Иуды, и были неверующими с самого начала.

 Мы также замечаем, что Иисус сказал, что число само провозглашенных верующих, которые на самом деле не были перерождены, было велико: "многие скажут...". Это должно быть для нас предупреждением, когда мы предполагаем успех наших методов и способов евангелизации. Мы склоняемся быть довольно оптимистичны с нашей "евангелизационной статистикой", когда мы полагаем, что обратились все, кто отозвался на призыв к алтарю, сделал "решение для Христа", или сказал "молитву покаяния". Эти методы могут помочь нам измерить внешние исповедания, но они не дают нам возможности заглянуть в сердце. Все что мы можем видеть в жизни исповедующего - это плод. Но даже плод может быть обманчив. Бог, и только Бог может видеть, что в сердце человека. Наш взгляд не может проникнуть дальше внешних проявлений.

 Августин также утверждал, что невидимая Церковь существует главным образом внутри видимой церкви. Могут быть редкие случаи, когда истинный верующий никогда не входил в состав видимой церкви, если он был ограничен провидением. Вор на кресте никогда не имел возможности посетить воскресную школу в местной церкви.

Тем не менее, в большинстве, истинные члены Христовой невидимой Церкви находятся в видимой церкви. Хотя видимая церковь, которую посещает истинно возрожденный человек, может отличаться от видимой церкви, которую посещает другой истинно возрожденный человек, оба верующих, в реальности, соединены в одну истинную, невидимую Церковь.

 Единство верующих основано на таинственном союзе Христа и Его Церкви. Библия говорит о двухстороннем обмене, который происходит, когда человек перерожден. Каждый обращенный становиться "во Христе", и в то же время Христос наполняет верующего. Если я во Христе, и вы во Христе, и Он в нас, тогда мы испытываем настоящее единение во Христе.

 Молитва Христа как нашего Первосвященника в 17 главе Евангелия от Иоанна о единстве Его последователей не была пропущена или не исполнена. Богу было угодно утвердить единство между верующими, которое, хотя и невидимо, но все же реально. Это общая связь, которая основывается на одном Господе, одной вере и одном крещение.

www.ligonier.org