Джон Гилл Толкование на 2 Петра 2:1
Богословие - Труды Джона Гилла

2 Петра 2:1   Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

 «Были и лжепророки в народе», как, в прочем, и мужи Божии, которые пророчествовали под действием Святого Духа. То есть, среди Иудеев, исповедующих Бога своим Господом, избравшим их на роль особой нации среди всех народов земли, и выделившим их из всех наций Своей милостью; именно среди них (хотя Сирийская версия текста имеет слова «в мире», вместо «в народе») были лжепророки, которые шли, хотя и не были посланы, которые пророчествовали, хотя Господь и не говорил к ним. Их было много и во времена Иеремии, и во времена Езекии, и во времена Ахава, и, помимо 450 пророков Ваала, которые были убиты Илией, было ещё 400 человек, называвших себя пророками Господа. Именно в их уста вошёл дух лжи, обещавший Ахаву успех и богатство, чтобы подтолкнуть его идти на Рамоф Галаадский. Седекия, сын Ханааны, с которым спорил истинный пророк Михей, был среди них главным. Таких людей всегда было много в народе: и до пришествия Христа, и в Его время (Мф. 7:15). Отсюда апостол легко перешёл к следующей мысли своего послания - к описанию сути лжепророков в период Нового Завета, чтобы верующие могли узнать их и не попасть под влияние их идей и дел.

 «Как и у вас будут лжеучители», чему не следует особо удивляться, или обо что не следует запинаться, поскольку это не является чем-то новым или необычным, ведь так было, в большей или меньшей степени, во все времена среди народа Божьего. Это пророчество соответствует тому, что предсказывал наш Господь (Мф. 24:11), и относится не только к ближайшему будущему, в котором оно было исполнено с удивительной точностью, ведь лжеучителя в великом множестве появились сразу же после апостолов, не прекращают появляться с тех пор, и так будет до второго пришествия Христа. Они возникнут среди христиан, так что это не относится к мусульманам и деистам. Надо отметить, что речь идёт о лжеучителях, а не о лжепророках, поскольку пророчества были специфичны для Ветхозаветного периода, а учение относится уже ко времени Нового Завета.

«Которые введут пагубные ереси», то есть ошибки в фундаментальных доктринах Евангелия. Такие, которые относятся к трём личностям в Божестве, к личности Христа, к Его божественности, личности, вечному сыновству и истиной человечности. К посредническому служению Христа, к отрицанию Его, как истинного Мессии и единственного Спасителя грешников, к отрицанию Его жертвы и удовлетворения, к вменению Его праведности. А также относящиеся к Святому Духу, Его божественности, личности и божественному влиянию и действию.

 Это «пагубные ереси», или губительные, или ереси погибели, они ведут к вечной гибели и тех, кто их придумывает, и тех, кто их распространяет, и тех, кто их принимает и исповедует, поскольку они удаляют или пытаются удалить основание вечной жизни и счастья.

 Обычно их представляют в частном порядке, без предупреждения, тайно, под прикрытием, а также постепенно, по чуть-чуть, а не сразу и открыто. Это в духе и обычае тех людей, которые лгут и плетут интриги, вкрадываются потихоньку в церкви и частные дома, а затем оскорбляют их принципы и устои своими лицемерными намерениями, они подделывают истину с помощью обмана, хитросплетений, неверного применения Слова Божьего и придания текстам неверных оттенков смысла. Они доходят до того, что отвергают даже Господа, искупившего их, причём здесь идёт речь не о Господе Иисусе Христе, а о Боге Отце, поскольку здесь не использовано слово «кьюриос» (оно используется каждый раз, когда Христа называют Господом), здесь стоит слово «деспотас», которое выражает власть, которую хозяин имеет над своими рабами, такой властью над человечеством обладает лишь Бог. В других местах, где используется это слово, по отношению к божественной личности, всегда говорится о Боге Отце (Лк. 2:29; Деян. 4:29; 2 Тим. 2:21; Откр. 6:10), особенно это видно из параллельного текста в Иуд. 1:4, где Господь Бог,  отвергаемый такими людьми, очевидно отличается от нашего Господа Иисуса Христа. Так что здесь под Господом подразумевается Бог Отец, который, как здесь сказано, искупил их, а не Христос, искупающий Своей кровью. Кроме того, каждый раз, когда в Библии говорится об искуплении Христом, обычно упоминается цена искупления или нечто другое, дающее возможность понять [о ком здесь говорится] (см. Деян. 20:28; 1 Кор. 6:20; 7:23; Еф. 1:7; 1 Пет. 1:18-19 Откр. 5:9), тогда как здесь нет никого намёка на что-либо подобное.

 Добавьте к этому, что только те, кто искуплен Христом, являются избранниками Бога, народом Христа, Его овцами и друзьями, Его церковью. Они никогда не откажутся от Него так, чтобы погибнуть навсегда. Поскольку, если бы они могли бы быть потеряны, или обмануться, или быть обманутыми «пагубными ересями», и навлечь, таким образом, на себя скорую погибель, то искупительная жертва Христа была бы напрасна, и выкуп их заплачен впустую. Тем не менее слово «искупившего [их]» указывает на временные милости и избавления, дарованные этим людям, и используется здесь как отягчающее обстоятельство их греха - отречения от Господа.

 Они отреклись от него и словами, высказывая вещи недостойные славы божественного совершенства и отрицая её, а также Божественные цели, провидение, обетования и истины; и делами, обращая учение о милости Божьей во вседозволенность, будучи непокорными и неспособными ни к каким добрым делам. Они играют свою роль в борьбе против Господа, сотворившего и поддерживающего в них жизнь, заботящегося о них в Своём провидении, даруя им Свою благость и милость во все дни их жизни.  

Моисей также подчёркивал неблагодарность иудеев в Втор. 32:6: «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?», очевидно, что отсюда позаимствована эта фраза [про искупление]. И это не единственный раз, когда апостол обращается к этой главе (см. 2 Пет. 2:12-13 и Втор. 32:5). Надо также отметить, что он писал это иудеям, которых и называли народом избавленным и выкупленным (Исх. 15:13, 16), так что первые лжеучителя произошли тоже из их среды, и весь этот стих точно применим  к ним. 

«Навлекут сами на себя скорую погибель», либо в этой жизни, будучи выхвачены из среды живых рукой Божьей, как это произошло с Арием и другими еретиками, либо в жизни вечной, точнее в вечной погибели, к которой их влекут их ошибочные убеждения, она быстро настигнет их, когда они будут думать, что находятся в мире и безопасности.

Дж. Гилл.