Основа Доктринального Богословия. О Благой Вести.Книга 4 Глава 7. Дж. Гилл
Богословие - Труды Джона Гилла

Основа Доктринального Богословия

Книга 4. Глава 7

О Благой Вести

 Благая Весть была и при прежнем домостроительстве (при прежнем образе действия Завета Благодати, прим. пер.), хотя оно и называлось домостроительством Закона; она была проповедана Адаму, Аврааму, через пророка Исайю и прочих пророков, как это уже было отмечено. Все же более ясное откровение и служение Евангелие осуществляется при нынешнем домостроительстве; как Моисей был служителем закона, так "Благодать и истина", слово благодати и истины, Евангелие, пришло более ясно и полно через Иисуса Христа, чем оно было известно до Него (Ин. 1:17). Относительно чего нужно отметить следующее:

1. Первое, Название и его значение. Греческое слово "евангелион", используемое во всем Новом Завете, означает хорошее сообщение, хорошую новость, радостные известия; таковым Евангелие и является; сообщением о хороших новостях от Бога, с небес, из далекой страны, грешникам на землю: такова была Благая Весть, для проповеди которой Христос был помазан, и которую проповедовал, ту самую благую весть (Лк. 4:18, в сравнении с Ис. 61:1), ту самую, которую приносят Его служители, о которых сказано: "как прекрасны на горах ноги благовестника" (Ис. 52:7; Деян. 13:32-33). Слово на Иврите, использованное для обозначения Евангелия, и его проповеди, также обозначает хорошие новости; некоторые отмечают, что оно имеет в составе значение слова "плоть", что приводит их к мысли о воплощении Христа; и это тоже без сомнения, является хорошей новостью для всех сынов человеческих; и весьма значительной частью Благой Вести Христа; и что придает Исайе характер евангельского пророка, так это то, что он настолько ясно говорил о воплощении Христа, также как и о Его страданиях и смерти, как будто бы он жил в Его время: "Ибо

Младенец родился нам - Сын дан нам" (Ис. 9:6; 7:14). И когда ангел провозгласил пастухам рождение Христа, он сказал: "я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям" (Лк. 2:10-11). И это одна из основных частей Благой Вести, великая благочестия тайна: "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). Наше Английское слово "госпел" (gospel, Евангелие, Благая Весть, прим. пер.), происходит из Саксонского, где "спел" обозначает речь; так что "госпел" это или "хорошая (благая) речь" (good spell), что содержит в себе ту же идею, что и соответствующие слова на Греческом и Иврите; или оно обозначает "Божью речь" (God spell), которую Он произнес через Своего Сына, через Своих пророков и через Своих служителей; и это голос Бога Сына, голос Христа говорит в Его служителях, как и голос Святого Духа.

Теперь это слово используют по разному; иногда как название истории о рождении Христа, о Его жизни и делах; таковы Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Марк начинает свое повествование так: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия" (Мк. 1:1). А Лука называет свое Евангелие -  первой книгой (Деян. 1:1). Из-за этого этих четырех авторов обычно называют евангелистами; хотя так иногда именуют и других людей, для того, чтобы отличать их от апостолов (Еф. 4:11), иногда даже обычных служителей Слова, когда они занимаются евангелизацией или верно проповедуют и полностью исполняют свое служение (2 Тим. 4:5). Иногда Благую Весть надо понимать в более широком смысле, как включающую в себя Слово и таинства (Мф. 28:19-20; Мк. 16:15-16). Иногда же это слово используют строго для Учения о мире, прощении, праведности и спасении через Христа; отчего о служителях Евангелия, приносящих хорошие известия о благе, говорят как о провозглашающих мир и спасение (Ис. 52:7), о котором апостол емко сказал: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тим. 1:15). Из всего этого следует:

1a. Евангелие называют Благой Вестью спасения, Словом спасения и самим спасением (Еф. 1:13; Деян. 13:26; 28:28), поскольку оно дает описание Христа - Творца спасения; Его призвание к этому; Его миссию и пришествие в мир, чтобы ее исполнить; действительное исполнение Им этой миссии; дает описание того, что Он способен и желает нас спасти, а также является нашим единственным Спасителем;  Евангелие описывает само спасение, как нечто великое и славное, совершенное и полное, духовное и вечное; еще оно так называется, поскольку описывает тех, которые его получают: грешников, восприимчивых грешников, которые верят во Христа; и которые, в соответствии с заявлением Евангелия, точно будут спасены (Мк. 16:16; Деян. 16:30-31); называют так и потому, что оно является не только способом откровения, но и способом применения спасения; поскольку для верующих Благая Весть: "сила Божия ко спасению" (Рим. 1:16).

1b.  Его называют: "Евангелие благодати Божией" (Деян. 20:24), из-за того, что различные учения, которые оно представляет, являются учениями о благодати, или потому что оно показывает благословения изливающиеся от благодати Божьей; такие как: избрание, искупление, прощение, оправдание, усыновление и жизнь вечная, а также, особенно, спасение, которое от начала и до конца, является милостью, а не заслугой (Еф. 2:8).

1c. Оно названо Благой Вестью мира, словом примирения, словом проповедующим мир через Христа (Еф. 6:15; 2 Кор. 5:19; Деян. 10:36), поскольку оно показывает совершенные меры, совет и завет; и описывает план примирения человека с Богом; закладывает для этого основание; и приводит в исполнение; отчего и называется советом мира и заветом мира (Зах. 6:13; Ис. 54:10). А также открывает действительное его исполнение; Через кого? Какими средствами? Через Христа, который и есть наш мир; через то, что наказание, как плата за наш покой, было возложено на Него; через пролитие Его крови на кресте; и через Его страдания и смерть (Еф. 2:14; Ис. 53:5; Кол. 1:20; Рим. 5:10).

1d. Оно называется также: Евангелием Царствия (Мф. 2:23), поскольку оно говорит и о царстве благодати здесь [и сейчас], показывая, где оно находится, и о грядущем царстве славы, указывая на необходимое для вхождения в него: перерождение Духом Святым, заслугу и право на это - праведность Сына Божия, что само по себе, будучи даром Отца Своему народу, исходит из Его благоволения и благосклонности (Ин. 3:5; Мф. 5:20; Лк. 12:32).

2. Второе, Автора и происхождение Евангелия.

2a. Оно не человеческое, не создано и не изобретено людьми; оно не является системой составленной и сформированной человеческим искусством и умом; говорит апостол и добавляет, что "принял его и научился не от человеков", то есть не от людских искусств и наук (Гал. 1:11-12). Евангелие нельзя найти в свете природы и через размышления; закон и то, что к нему относиться могут быть познаны таким образом, касательно того,  что есть хорошо и что плохо, как это было с язычниками (2 Рим. 2:14-15), но не касательно того, что относится к Благой Вести; она представляет из себя то, чего глаз не видел, и ухо не слышало, и что не приходило на ум человеку, как например фундаментальная доктрина Евангелия о том, что Иисус Христос является Сыном живого Бога, как в это верил, и как это исповедовал Петр, и что было провозглашено нашим Господом, что "не плоть и кровь открыли тебе это, но  Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф. 16:16-17). Из-за этого Евангелие часто называют тайной; таинственной мудростью Бога; скрытой мудростью и ее доктринами; тайнами Царства, которые известны только тем, которым они даны Духом и милостью Бога для познания (Мф. 13:11),  и когда эти тайны становятся видны, и люди получают некоторое о них представление и понимание, то отвергают их; поскольку обычный человек не принимает с одобрением и похвалой принадлежащее Духу Божию - учения Евангелия, которые изучает и открывает, ведь они кажутся ему безумными и безжизненными, и вовсе ему не нравятся; подобно учениям о распятии Христа и спасении через Него одного (1 Кор. 2:14; 1:18, 23).

2b. Евангелие пришло с небес; это хорошие новости из далекой страны - с небес: Евангелие есть то, что сказано Говорящим с небес, Святым Духом, посланным с небес, и Христом. Относительно крещение Иоанна был задан вопрос: "Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?", этот же вопрос можно задать и по поводу Евангелия, и ответ будет, что оно пришло с небес, а не от людей (1 Пет. 1:12; Евр. 12:25; Мф. 21:25).

Оно приходит от Бога: Отца, Сына и Духа; от Бога Отца, и поэтому названо Евангелием Божьим; то есть Отец говорит о Своем Сыне Иисусе Христе (Рим. 1:1, 3), эту Благую Весть Он определил до сотворения мира; и в должное время дал проповедовать людям, которых Он сотворил, и которым дает способности быть ее служителями, Он благословляет ее и дает ей процветать. Евангелие исходит также от Христа, Сына Божия; и называется благовествованием Христа, словом Христа и свидетельством нашего Господа (Рим. 1:9, 16; Кол. 3:16; 2 Тим. 1:8), для которого Христос является темой, обобщением и сутью, точно также как и Автором; а именно Его личность, служения и милость; о чем Он и проповедовал, пока был на земле; для чего на Него был излит Дух без меры, Он говорил и проповедовал как никто другой до Него; и через Него Евангелие было открыто и вынесено на свет  самым ясным способом; вот почему апостол сказал, что принял его "через откровение Иисуса Христа" (Гал. 1:12).

Подобным образом можно сказать, что оно пришло от Святого Духа Божия, вдохновителя Писаний, в которых оно находится; Он проницает в глубины Евангелия и открывает их людям; Он приводит служителей Евангелия к познанию всех его истин; и делает их служение ему сильным и успешным; и поэтому Он и Его милость, подобно золотому елею [Зах. 4:12, 14], даны людям, и приняты ими в их сердца. Инструментами объявления, оглашения и провозглашения Евангелия и его истин людям были: пророки Ветхого Завета, которые описали его, хотя им поверили немногие; ангелы, спустившиеся при рождении Христа, и принесшие эту Благую Весть, Иоанн Креститель, предтеча Христа, который указал на Него, как на Сына Бога и Агнца Божия, который берет на себя грехи мира; апостолы Христа, которые получили от Него великое поручение: проповедовать Благую

Весть всякой твари, и обычные служители Слова, чье дело говорить о добрых вестях, пришедших от благодати.

3. Третье, Эффект Евангелия, когда оно сопровождается силой и Духом Бога.

3a. Возрождение людей, о которых сказано, что они должны быть рождены снова словом Божьим, словом истины (1 Пет. 1:23; Иак. 1:18), вот почему служители Благой Вести представлены как духовные отцы (1 Кор. 4:15).

3b. Поскольку в возрождении души оживляются Духом и милостью Бога, и это приписывается Евангелию, как инструменту, то его называют духом животворящим, и запахом живительным к жизни (2 Кор. 3:6; 2:16).

3c. О Евангелии часто говорят как о свете, великом свете, свете славном; и таково оно и есть в руках Духа - средство освещения темных умов людей, чтобы показать им тайны благодати и средство спасения; "Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых" (Пс. 118:130). Дух Божий дает Евангелию войти в сердце, открыв его для слышания, и когда оно входит, оно освещает сознание человека, показывает его состояние и путь в жизнь через Христа; это зеркало, в котором можно увидеть отражение славы Христа и богатства Его милости.

3d. Через Евангелие приходит вера в Христа, зарождаемая в сердце Духом Божьим, бодрствующим над ним; отчего, помимо всего прочего, оно называется еще и "словом веры"; и служители, проповедуя его, служат средствами укрепления и увеличения веры, а также дополняют ее несовершенства (Рим. 10:8, 17; 1 Фес. 3:10).

3e. Когда вера созидается в душе, праведность Христа открывается ей в Евангелии; и не только в момент уверования, но и в последствии; поскольку она открывается "от веры в веру", от одной степени к другой, давая все более и более ясное видение и пробуждая больший интерес (Рим. 1:17), отчего Евангелие называют словом правды (англ. праведности, прим. пер.) и служением оправдания (Евр. 5:13; 2 Кор. 3:9).

3f. Оно дает духовную пищу, и является средством поддержки и питания души к вечной жизни; оно содержит в себе слова веры и благого учения, и даже благотворные слова нашего Господа Иисуса; Евангелие содержит и молоко для детей, и твердую пищу для сильных людей; и когда через веру мы находим эту пищу, то едим ее с удовольствием, и наполняемся духовной радостью (1 Тим. 4:6; 6:3; Евр. 5:13-14; Иер. 15:16).

3g. Что в свою очередь является еще одним эффектом Евангелия на добрые души, оно дает духовный мир, радость и утешение; [поскольку] его доктрины и предназначены для этой цели; оно является Благой Вестью и хорошими новостями о благостях; таких как мир, прощение, праведность и спасение через Христа, которое, будучи применено к грешникам, не может не произвести в них духовной радости; когда Филипп проповедовал Христа и Его Благую Весть в Самарии, и в городе была большая радость (Деян. 8:5, 8), это должно пониматься, как эффект Евангелия, а не то, чтобы проповедь произвела действие сама по себе, но оно приходит, не только в слове, но и в силе, и в явлении Духа; когда посылается с Сиона, как жезл Божьей силы, и становиться силой Бога ко спасению (1 Фес. 1:5, 8; Пс. 109:2; Рим. 1:16).

4. Четвертое, Свойства Евангелия.

4a. Оно одно, и нет другого, как об этом сказал апостол (Гал. 1:6-7), это то же самое Евангелие, которое было в начале, и будет до конца мира, то же самое и при Ветхом Завете, и при Новом; его содержание - Христос и спасение через Него, а также его учения: об оправдании, прощении грехов и так далее, сейчас точно такие же, но более ясно открытые; прежде оно было в символах и образах, а теперь представлено более ясно и  выражено более полно; одно и тоже было проповедано Христом и Его апостолами, и всеми верными служителями с тех пор, и таким оно будет до конца времен; поскольку, как это сказано о Христе, так можно сказать и о Евангелии, что оно то же "вчера и сегодня и вовеки" (Евр. 13:8).

4b. Его называют, в зависимости от того, кому проповедуют, благовестием для обрезанных и благовестием для необрезанных (Гал. 2:7), и не то чтобы Евангелие было для них разным; оно было то же самое, но распространялось среди разных людей: среди обрезанных Иудеев и среди необрезанных язычников; сначала оно должно было быть проповедано Иудеям, и только им, во время жизни Христа на земле; а после Его смерти и воскресения, Он увеличил миссию Своих учеников, и отправил их проповедовать Благую Весть всякой твари, как Иудеям, так и язычникам; но особое откровение и  применение Евангелия дано только некоторым; для одних оно запах живительных к жизни, для других же смертоносный к смерти; есть некоторые, кому Бог даст его познать, поскольку в этом Его особая воля, в даровании знания сокровищ славы и его тайн; от других же Евангелие скрыто, даже от мудрых и благоразумных, хотя и открыто детям; и этому нет иного объяснения, чем суверенная воля и желание Бога (2 Кор. 2:16; 4:3; Кол. 1:27; Мф. 11:25-26).

4c. Это славное благовествование [или благовестие славы Христа], поскольку оно так названо (2 Кор. 4:4; 1 Тим. 1:11), его слава больше славы Закона, и его домостроительства (2 Кор. 3:11), потому что его учения более ясны, полны и подходящи к положению и состоянию людей; а также в нем видны с большей торжественностью и великолепием: и слава личности Христа, как Сына Божия, и Его служение, как посредника, и благословения благодати, пришедшие через Него.

4d. Это вечное Евангелие, этот эпитет был дан ему в книге Откровения 14:6, оно было определено на совете и в завете Бога до сотворения мира, описанием которых оно и является, и было таковым от вечности (1 Кор. 2:7), и "слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано" [Евангелием] (1 Пет. 1:25, в Библии KJV "...через Евангелие проповедано"), и оно будет пребывать до тех пор, пока все избранные Богом не соберутся к Нему, не смотря на все коварство и уловки сил и властей земли и ада.

5. Пятое, я должен завершить эту главу кратким ответом на некоторые вопросы касающиеся веры, раскаяния и добрых дел; а именно, к чему они принадлежат - Закону или Евангелию.

5a. Является ли вера обязанностью морального Закона, или ее надо отнести к Евангелию? На это можно ответить, что поскольку Закон не от веры, то и вера не от Закона. Есть, в самом деле, вера, которую Закон требует, и к которой обязывает, а именно вера и упование на Бога, как на Бога природы и провидения; поскольку и Закон природы и Закон Моисеев, показывают, что Бог есть, и что Ему должно поклоняться; оба требуют веры в Него, доверия Ему и уверенности в Нем; что является одной из частей поклонения, содержащегося в них; и, более того, Закон обязывает людей уважать любое откровение желаний и воли Бога, которое он явит, или посчитает нужным открыть им в любой момент времени; но что касается особой веры в Христа, как спасителя, или веры в Него для спасения души; об этом Закон ничего не знает и не дает знать; эта вера не приходит через служение Закона, и он не указывает на Христа, цель этой веры, не ободряет верить в Него для спасения; но это благословение Завета Благодати, который исходит из избирающей любви, как дар Божьей свободной милости, действие Духа Божия приходит через слышание верой, или через слово веры, как средство, то есть через Евангелие; именно поэтому, помимо всего прочего, Евангелие так и называется; и это то, что указывает на Христа, цель веры; и направляет, и ободряет грешников под воздействием божественного влияния верить в Него; слова Евангелия таковы: "веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:31).

5b. Учение о покаяние принадлежит Закону или Евангелию? Ответ на это таков: кто грешит, должен раскаяться во грехе; это заповедал Бог, этому учит нас Закон природы; и пока это рассматривается, как обязательство возложенное на человека, то оно принадлежит Закону, как и все обязанности; но Закон не учитывает раскаяния во грехе, и не признает его как искупление за него, а также не дает никакого повода ожидать, что Бог примет раскаявшегося грешника в Свою благодать и милость на основании покаяния; это делает Евангелие, а не Закон; Закон не говорит: покайся и живи, он говорит делай и живи. И, более того, существует то, что можно назвать законным покаянием и раскаянием; поскольку через Закон приходит знание о грехе, без чего не может быть покаяния; а также Закон созидает чувство [грядущего] гнева в сознании грешника, и порождает страх ожидания суда и пламенного возмущения от гневающегося Бога; но если бы на этом все и заканчивалось, то это показало бы не более чем мирские печали, способствующие смерти. Дух Божий может это использовать, и продолжая, породить духовное покаяние, а именно раскаяние к жизни, даже жизни вечной; к спасению, о чем уже не придется раскаиваться: но такое раскаяние не является делом Закона; поскольку жизнь и спасение не приходят через какие-либо дела Закона; но истинное покаяние, к которому добавляется спасение, является, как и вера, благословением Завета Благодати; даром от Бога, подарком Христа и Спасителя, и вместе с ними - прощение грехов; благодать созидается в душе Духом Христа, через Евангелие, которое одно ободряет покаяние (см. Деян. 5:31; 11:18; 2 Кор. 7:10; Гал. 3:2). Оно является учением Евангелия, а не Закона, как это очевидно из служения Иоанна Крестителя, предтечи Христа, который призывал и ободрял покаяться исходя из Евангельских мотивов; и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мф. 3:2; Мк. 1:4). Но что  Закону до крещения и прощения грехов? Служение Иоанна было Евангельским, и шло в том же ключе, что и служение апостолов, как это очевидно из их ответа на вопрос: "Что нам делать, мужи братия?" Это был серьезный вопрос, которым задается человек, размышляющий на основании Завета Дел, особенно чувствующий свою вину; поскольку они желали знать, что им нужно сделать, "чтобы спастись"; как это можно добавить исходя из слов тюремщика, задающего тот же вопрос; или, чем они могут искупить столь великий грех, который они совершили, и получить прощение: на что был дан соответствующий ответ, который показал им, что дела закона для этого не пригодны, и направил их к Евангелию: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян. 2:37-38). Это также понятно и из истории самого Христа, который пришел призвать не праведников но грешников к покаянию; которое было не от Закона, но от Евангелия. Он начал свое служение так: "покайтесь и веруйте в Евангелие" (см. Мф. 9:13; Мк. 1:15). С чем согласуется, в общем, служение апостолов, которые, по указанию Христа, проповедовали покаяние и прощение грехов во имя Его; что, конечно же, было Благой Вестью; как то, так и другое, является учением Евангелия (Лк. 24:47). Апостол Павел, который был величайшим проповедником Евангелия, разделял все свое служение на эти две части: "покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:21).

5c. К чему принадлежат добрые дела, к Евангелию или к Закону? Или, скорее, есть ли какие-либо дела, которые принадлежат Евангелию, в отличие от Закона? На что можно ответить, что Евангелие, взятое в общем, как это было рассмотрено в начале этой главы, включает в себя как учение, так и евангельские заповеди; и то, и другое дано в учении, и их следует исполнять; и даже больше, все добрые дела, которые требует Закон, перенесены и передвинуты в служение Евангелия, но уже на основании евангельских принципов: Евангелие благодати Божьей, которое приносит добрые вести о спасении, наставляет и  понуждает людей совершать добрые дела и избегать греха (Тит. 2:11-12; 3:8). Но, строго говоря, Благая Весть является чистым провозглашением благодати, просто обещанием спасения через Христа. Все обязанности и благие дела принадлежат Закону; обетования и милость принадлежат Евангелию; дела Закона и милость Евангелия всегда противопоставляются друг другу (Рим. 3:20, 24, 28; Еф. 2:8). И если бы существовали какие-либо дела, отличные от закона, и не требуемые им, не выполнение которых было бы грехом, тогда определение, данное апостолом греху, было бы не полным и не подходящим (1 Ин. 3:4), поскольку тогда были бы грехи, которые не были бы нарушением Закона; поэтому как все злые дела являются нарушением Закона, так и все добрые дела требуются и предписываются им.