Основа Доктринального Богословия.Об Отмене Ветхого Завета или Первого его Совершения.Книга 4 Глава 5. Дж. Гилл
Богословие - Труды Джона Гилла

Книга 4. Глава 5.

Об Отмене Ветхого Завета или Первого его (Завета Благодати, прим. пер.) Совершения (Библ. - домостроительства). И представление Нового, или Второго его Совершения.

Когда мы говорим об Отмене Завета, это не должно пониматься, как отмена Завета Благодати, суть и сущность которого остается неизменной во все времена; это вечный Завет; он тверд и упорядочен во всем; он никогда не может быть нарушен или отменен; каждое его обетование непреложно, неизменно, и каждое благословение необратимо; Завет Покоя никогда не может быть отменен; он точно будет и впредь - для всех поколений; но это[, то есть Отмена Завета,] должно пониматься только в отношении его совершения, а именно в отношении формы его совершения в прежние времена - в эпоху Ветхого Завета, как это уже было описано. И чтобы показать все в истинном и правильном свете:

1. Сначала, давайте отметим, что никогда не было замысла, чтобы первое совершение Завета Благодати продолжалось всегда [именно] в этой форме; было предсказано, что оно закончится, и поэтому этого можно было ожидать.

1а. Оно должно было продолжаться только в течении определенного времени, [до момента] названного "время исправления" (Евр. 9:10), затем должна была произойти реформа [освобождающая] от тяжелых обрядов и церемоний; или "исправление", когда все ошибочное и неполное будет исправлено, дополнено, сделано совершенным; или "указания", когда святым будет указано на Христа, который является целью типов и образов, для совершенствования в Нем; то же самое и с "временем, назначенным от Отца", до пришествия этого времени, дети, хотя и наследники, подчиняются учителям и наставникам; так Израильтяне были подчинены мирским стихиям, церемониям прежнего домостроительства Божия, под надзором и управлением Закона: поскольку их Закон, церемониальный Закон, был "детоводителем ко Христу", который вел их к Нему, и наставлял в Нем; но когда Он пришел, они уже вышли из повиновения наставнику; и это было, когда пришла "полнота времен", как было условлено между Отцом и Сыном: Сын был послан, чтобы они могли быть усыновлены, и уже быть взрослыми, не нуждаться в указаниях наставника (Гал. 3:1-4, 24-25).

1b. Древняя форма распространения Завета Благодати, в течении времени, была ограничена, и принадлежала только определенным людям в определенной стране, поклоняющимся в определенном месте и приносящим жертвы только на одном жертвеннике. Слово, поклонение и служение Богу специфически принадлежало Иудеям, что было их особой привилегией по сравнению со всеми другими народами мира (Пс. 147:8-9; Рим. 3:1-2; 9:4). Все их мужчины должны были три раза в год приходить в Иерусалим и поклоняться вместе; и все их приношения и жертвы должны были быть принесены на алтаре именно там (Втор. 12:11-14; 16:16). И подобное состояние вещей никогда не должно было быть вечным; поскольку после прихода Шайло, Мессии, люди соберутся к Нему, люди из всех народов мира, те, которые должны быть благословлены в нем; Он должен был быть как знамя для тех, кто будет Его искать от восхода и до заката, Его имя должно было быть великим среди язычников, и фимиам должен возноситься Его имени повсюду (Быт. 49:10; Ис. 11:10; Мал. 1:11). Что никак не могло соответствовать прежнему распространению Завета Благодати, и поэтому не могло быть и намерения, чтобы оно было вечным; люди всех наций никогда не смогли бы прийти в одну страну и поклоняться в одном месте, принося жертвы на одном жертвеннике.

1c. Было явно предсказано, что будет "новый завет", или новое его домостроительство (распространение, совершение); и что прежний, несомненно, прекратится (Иер. 31:31-32), и об этом размышляет апостол и доказывает отмену прежнего завета: "Заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет... Говоря "новый" показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр. 8:8, 13). Особенно было предсказано, что прекратятся жертвоприношения, и  уже не будут угодными Богу; а это было весьма значительной частью совершения Ветхого Завета. Они существовали с самого начала, с того самого момента, как падшему человеку впервые был явлен Завет Благодати: но на самом деле, пока они совершались по божественному предписанию, они не были настолько же высоко ценны в глазах Бога, как моральное повиновение и духовное служение (1 Цар. 15:22; Пс. 68:31-32; Ос. 6:6). И также были даны довольно прямые намеки, что будет время, когда их уже не будут приносить и ценить.  По вдохновению Духа Божия, Давид знал, что Христос, Ходатай Своего народа, сказал божественному Отцу в совете и Завете Покоя, и что Он повторил, придя в мир Спасителем: "Жертвы и приношений Ты не восхотел... Я сказал: вот, иду" (Пс. 39: 7-8; Евр. 10:5-7). Приход Христа в мир, чтобы предложить себя в качестве жертвы умилостивления за грехи Своего народа, виртуально был указанием на то, что Бог больше не приказывает приносить жертвы согласно Закону и больше не примет их. И в книге пророка Даниила четко сказано, что Мессия (или, скорее, утверждение Нового Завета, прим. пер.) прекратит жертвы и приношения (Дан. 9:27). И сами Иудеи говорят: "что все жертвы прекратятся в будущем (во времена все еще ожидаемого ими Мессии) кроме жертвы хвалы".

В соответствии с пророчеством, Левитское священство, с которым связано столько обрядов и церемоний, и на основании которого было установлены жертвоприношения, приносимые в этих обрядах и церемониях, должно было измениться; должен был прийти Мессия, Первосвященник не из потомков Аарона; "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109:4), и это слова Бога Отца Христу, и отсюда апостол доказывает несовершенство левитского священство и его изменение; а также необходимость в изменении всего Закона, на котором оно было основано (Евр. 7:11-12, 15-17[, 18-19]).

Ковчег Завете был весьма значительной вещью при прежнем распространении [Завета Благодати]; в нем лежали Десять Заповедей, а рядом с ним полное собрание Иудейского Закона; он был символом и, на деле, местом божественного присутствия, и образом Христа, символом Завета; и поэтому он был назван: Ковчег Завета, и включал в себя весь церемониальный Закон; он был выставлен для всего служения и поклонения прежнего домостроительства. И о нем было предсказано, что будет время, когда Ковчега Завета не будет, даже и в мыслях (Иер. 3:16).

Церковное, как и светское, государство Иудеев должно было быть потрясено и упразднено; одно знаменуется сотрясением небес, а другое сотрясением земли (см. Агг. 2:6), что апостол объясняет "изменение колебаемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое" (Евр. 12:26-27), здесь говорится о непоколебимом последующем царстве; Второе Распространение Завета Благодати и принадлежащие ему заповеди, должны пребывать до второго пришествия Христа; а заповеди служения Богу при первом домостроительстве были так поколеблены, что должны были быть удалены, как это и произошло в соответствии с указанным выше предсказанием.

Пророчества были еще одним значительным способом и средством, через которые совершался Завет Благодати на протяжении всего Ветхозаветного периода; и также было предсказано, что и они будет запечатаны, окончены и прекратятся; поскольку пришествие Мессии, помимо всего прочего, также приведет к запечатыванию и видения и пророчеств (Дан. 9:24), все видения и пророчества Ветхого Завета должны были совершиться и свершились во Христе; должны были быть запечатаны и исполнены в Нем, их сущности и сути; или чтобы "запечатаны были видение и пророк"; пророки должны были быть до Иоанна,  предтечи Христа, но не далее: после возвышения Христа, великого Пророка, подобного Моисею, не должно быть иного, должно слушать только Его; все, что бы не явилось, касательно учения или же поклонения, через поддельные видения или пророчества, должно быть отвергнуто; и ни один пророк не появился с тех пор, как пророчества прекратились, как это и было предсказано.

2. Второе, существуют причины, по которым Первый Завет прекратился, как это и должно было произойти.

2a. Это был символичный завет; и люди, с которыми он был заключен, символизировали весь Израиль Божий, состоящий из Иудеев и язычников; символизировали духовный Израиль, избранный Богом, искупленный Христом, спасенный вечным спасением; те дела, обязанности и служения, которые были на них возложены, и соблюдение которых требовалось от них с такой строгостью, взыскательностью и суровостью, символизировали повиновение Христа, поручителя духовного Израиля; Он должен был исполнить все

это, чтобы заслужить праведность, через которую они стали праведными в глазах Божьих. Данные им обещания тоже были символичны; они были только тенями благ, духовных благословений, которые должны были прийти через Христа (Евр. 10:1; 9:11). Как земной Ханаан был символом небесного наследия, полученного в Нем; так и жертвы, приносимые при этом завете были символичны; священники, которые их приносили, их одежды, а также дары и жертвы "служат образу и тени небесного" (Евр. 8:4-5; 9:23). Посредник этого, Моисей, тоже был символическим посредником, предшественником Христа, Ходатая Нового Завета; кровь, которой первый договор или завет был посвящен и подтвержден, также была символичной кровью, указывающей на кровь Христа, которая названа: "кровию завета вечного" (Евр. 9:18; 13:20). Теперь же когда Прообраз всего этого пришел, символы должны немедленно уйти, и, несомненно, исчезнуть (Кол. 2:17).

2b. Это был несовершенный завет, и, следовательно, это правильно, что он должен был уступить место новому и лучшему завету; так рассуждает апостол: "ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому..." (Евр. 8:7-8). Не то, чтобы было что-либо грешное или преступное в первом завете, но он был несовершенен; у него были недостатки, и это привело к необходимости его отмены.

2b1. Он не показывал Христа присутствующего, а только в образе, в обетовании и в пророчестве; он только знаменовал, что Христос придет и спасет свой народ; но этот завет не предлагал спасение, через его соблюдение; он давал лишь намек на праведность Христа, которую Он должен был принести, но еще не принес; при этом завете, умилостивление, примирение и удовлетворение за грех еще не были принесены, и искупление через него не получено; поэтому Христос стал умиротворением "в прощении грехов соделаных прежде" (Рим. 3:25; Евр. 9:15).

2b2. Жертвы приносимые тогда были несовершенны; а для некоторых грехов они не были назначены, как например за нарушение субботы, убийство, прелюбодеяние и так далее, а те, которые были назначены, не могли по настоящему снять греха; в лучшем случае они только символически искупали, но не по настоящему; они освящали "оскверненных, дабы чисто было тело"; но не могли удалить греха с совести и "очистить совесть нашу от мертвых дел"; это могла сделать только кровь Христа (Евр. 9:13-14).

2b3. При первом завете только небольшое количество даров и милостей Духа было даровано людям; поскольку, хотя и были в те или иные периоды люди, на которых была излита благодать в избытке, такие как Авраам и Давид, но обычные верующие получали мало благодати, света, знаний и святости; и знания были дарованы только Израильтянам, только некоторым из них - остатку, в соответствии с благодатью избрания.

2b4. При том завете было состояние темноты и неизвестности; как ночью, когда зажигают лампы и используют факелы; таковы были твердые слова пророчеств; они были как свет лампы в темноте; свет был в некоторых особых людях, таких как пророки, и они светили; но, в большинстве, этого было мало среди людей, которые "не взирали на конец преходящего", то есть церемониального закона; при котором тайны благодати были сокрыты, затенены и невидимы; они не могли ясно видеть их цель, намерение и границы; хотя уже были славные обетования благодати, но они были скрыты покрывалом церемоний, а символом этого было покрывало, скрывающее сияние славы лица Моисея (2 Кор. 3:7, 13).

2b5. Это было состоянием рабства; этот завет символизировала Агарь, рабыня, и гора Синай, которая и породила рабство и соответствовала Иерусалиму, каким он был во времена апостолов; и  государству Иудеев, бывшему тогда, они были  рабами вместе со своими детьми: и Израильтяне, пока были несовершеннолетними, пока были детьми, были в рабстве у стихий этого мира, которые дали им духа зависимости от страха; поскольку им было дано так много законов и правил, нарушение которых вело за собой немилосердную смерть; и настолько они были склонны нарушать эти законы, что, через страх смерти, были в рабстве всю свою жизнь (Гал. 4:3, 24-25; Рим. 8:15; Евр. 2:15).

2c. Обряды и церемонии, через которые этот завет в значительной степени осуществлялся, были, как их назвал апостол, бедными и немощными вещественными началами, а будучи немощными и бесполезными, они были отменены (Гал. 4:9; Евр. 7:18-19). Жертвоприношения, которые были главной их частью, не могли сделать, по совести, совершенными, ни тех, кто их приносил, ни тех, за кого они приносились; они не могли очистить поклоняющихся или тех, кто совершал служение, так чтобы они уже не имели чувства вины за грех; они не могли удалить грех ни перед Богом, ни из совести грешника; или сделать так, чтобы грех был забыт; поскольку, не смотря на ежедневные жертвы, утренние и вечерние, и другие, приносимые по особым случаям, было ежегодное воспоминание о грехах , в день искупления (Евр. 9:9; 10:1-4). И особенно, когда был призываем Великий Первосвященник, приносящий свою жертву, она была беспомощна, бесполезна и вообще не соответствовала своей цели: и поэтому обряд должен был прекратиться и никогда больше не совершаться. Что приводит нас следующему пункту.

3. Третье, прекращение Первого Завет или его совершения; что знаменовалось разрывом, при смерти Христа, занавеси, которая отделяла святое от святого-святых; чем дорога в святое-святых была открыта, и все что там было оказалось на виду; как совершение одного из таинств, убирается занавесь церемоний; и теперь через кровь Иисуса можно со смелостью и свободой войти в святое-святых, новым и живым путем, освященным занавесью Его тела, которое символизировала прежняя занавесь.  Прекращение Ветхого Завета выражено в "разрушении стоявшей посреди преграды", которая была между Иудеями и язычниками; таков был церемониальный закон, его можно назвать аллюзией на преграду перед двором Израильтян в храме, через которую язычники не могли пройти; оно также было выражено упразднением и уничижением вражды Закона заповедей, содержащихся в церемониях; того самого Церемониального Закона, который так и назывался; поскольку он обозначал ненависть Бога ко греху, и возбуждал к нему ненависть обычных людей огромным количеством изнурительных обрядов; и потому, что он вызывал вражду между Иудеями и язычниками (Еф. 2:14-16). И, сверх того, это выражено упразднением заповеди: заповеди о священстве, о жертвах и обрядах, которые к ним относились; и даже всего церемониального закона, как не имеющего больше силы и обязательств; чтобы ни один человек уже не мог "судить" другого исходя из них, или возложить обязательства и правила и требовать их исполнения (Евр. 7:19; Кол. 2:16-17). Подобным образом это выражено так: "истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас"; это было обвинением во грехе, содержало преследование за грех и подразумевало его признание; как если бы они подтверждали его своей подписью, показывая и признавая, что очищение и искупление еще не было совершено; поэтому когда пришел Христос и заплатил долг, Он взял Свой договор и отменил его, вычеркнул Свои обвинения против людей, чтобы их больше нельзя было прочесть, и пригвоздил их к Своему кресту; куда закон и суд должны идти, чтобы получить полное удовлетворение (Кол. 2:14). Еще раз, упразднение Первого Завета и его формы совершения, знаменуется уходом и исчезновением теней. Закон и его церемонии были только тенями благ, грядущих во Христе; когда Он, Солнце Правды, взошел, эти тени растаяли; когда явился Он, основа, сумма и суть, то они исчезли: и за это Церковь воздает хвалу (Песнь 2:17; 4:6).

Итак, отмена Первого или Ветхого Завета, или прежней формы совершения Завета Благодати, происходила не сразу, но постепенно; что и апостол подразумевает, когда пишет: "Говоря "новый" показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр. 8:13). Он начал ветшать, и некоторые симптомы этого были видны и во время Вавилонского плена, и при втором храме; когда земля Ханаанская, символ небесного наследия, была захвачена Халдеями,  жители были уведены в плен, царь Вавилона назначил своего правителя над некоторым количеством людей, оставленных в ней, чтобы возделывать землю; храм был сожжен, а служение и жертвоприношения прекратились на долгие годы, и вся утварь, необходимая для служения, была унесена в Вавилон; и, хотя, после определенного срока, люди вернулись в свою страну, храм был восстановлен, и служение возобновилось; все же, как это признают и сами Иудеи, ковчега и многих других вещей в храме не хватало; произошел огромный спад и в учении, и в поклонении; возникла секта Фарисеев, установившая свои традиции на один уровень с Писанием, если не выше его; также произошла большая путаница в рядах священников, они стали соединяться с правительством города; и среди них стали появляться совершенно неподходящие люди, особенно к концу этого периода, причем своего положения они зачастую достигали нечестными способами или подкупом; все это показывало упадок, и предрекало скорые перемены.

Иоанн Креститель, предтеча Христа, пришел и провозгласил приближение Мессии; он объявил, что "приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2). Евангельское домостроительство - новое совершение Завета Благодати, и его благословения: когда он родился, его отец назвал его "пророком Всевышнего", который должен приготовить путь для Него, и дать знание о спасении Своему народу (Лк. 1:76-77); и когда Иоанн начал свое служение, он призвал людей верить в Христа, который должен был прийти, и сразу же указал Его им, говоря: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29), чего не могли сделать ни ежедневно приносимые в жертву агнцы, ни прочие жертвы. Сам Христос пришел, проповедуя то же самое, что и Иоанн, и начал Свое служение с теми же самыми словами; но в течении Его жизни продолжались обряды, предписанные в Законе: Он был обрезан на восьмой день; Его мать очищалась согласно Закону положенное время, и принесла Его в храм, как это было принято; в 12 лет Он пошел со своими родителями в Иерусалим, чтобы участвовать в Пасхе; а когда Он начал свое служение, Он посещал служения в синагоге и храме; когда Иисус исцелил прокаженного, то отправил его к священнику, чтобы тот принес положенную жертву; и одним из последних поступков в Его жизни было совершение Пасхи со своими учениками; но после Его смерти, юридически, все церемонии прекратились, хотя на практике их еще совершали, и все распространение или совершение Завета в прежней форме прекратилось; и все символизирующее Его пришло к концу (Лк. 22:37), все символы, образы, тени, жертвы, обетования и пророчества; Он Своей жертвой, Своими страданиями и смертью заставил прекратиться все жертвы и приношения, приносимые по Закону; и ни одна из них не должна была быть больше приносима (Дан. 9:27), или совершена какая-либо другая церемония или обряд: все же, через влияние иудействующих учителей на слабые души, полагалось разумным продолжить некоторые церемонии, по крайней мере на время; в последствии, хотя Петр и прочие знали, что они больше не имеют силы, из-за многих тысяч Иудеев, ревностных блюстителей Закона, они посчитали правильным сделать уступку, быть благоразумными и осмотрительными, чтобы не обидеть более слабых братьев, пока они не будут лучше наставлены в учении о свободе во Христе; после чего, совершение церемоний сильно не одобрялось, не смотря на сопротивление упрямых и своевольных людей, которые хотели сохранить их в любом случае; святые были призваны твердо стоять в свободе, как их сделал свободными Христос, и более не впрягаться в ярмо рабства; через что Христианские Церкви были освобождены от этих обременительных обрядов и церемоний. Но плотские Иудеи продолжали их, и даже приносили жертвы, пока разрушение Иерусалима не положило этому конец; поскольку, согласно закону Божию, жертвы не могут приноситься нигде, кроме как на жертвеннике в Иерусалиме, то, когда город, храм и жертвенник были разрушены, они прекратили приносить какие-либо жертвоприношения, и никогда с тех пор этого не делали; что является удивительным исполнением пророчества; "Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы" (Ос. 3:4), как это уже было в течении 19 веков и все еще происходит; они даже не закалывают пасхального агнца, как не приносят и других жертв; которые они с радостью принесли бы, в пренебрежении ко Христу, великой Жертве, если бы им не препятствовал закон, перед которым они благоговеют; и это дает пример большой мудрости и благости Божественного провидения. Незадолго до разрушения Иерусалима апостол написал послание к Евреям, и, таким образом, весьма подходяще, сказал, что Ветхий Завет не только ветшал и старел, но и был близок к уничтожению (Евр. 8:13). Что послужило причиной для:

4. Четвертое, прихода Нового Завета или нового совершения Завета Благодати; и как прежний постепенно уходил, так новый постепенно проявлялся; и это наблюдение нужно, чтобы примирить различные мнения о начале нового домостроительства; некоторые полагают, что оно началось с рождением Христа; или от начала служения Иоанна Крестителя; другие считают, что оно началось со смертью Христа, и Его воскресения из мертвых; иные - с Его вознесения и прихода Святого Духа в день Пятидесятницы; тогда как, это все было лишь многими проявлениями постепенного прихода нового домостроительства: при рождении Христа, несомненно, пришла "полнота времен", для избавления Его народа от закона, под которым они пребывали; и именно в этот день Благая Весть была проповедана в первый раз: ангелы поведали ее пастухам, и в последствии ее проповедали Иоанн, Христос и Его апостолы: евангелист Марк, казалось бы полагает начало Благой Вести Иисуса Христа Сына Божия в служении Иоанна Крестителя (Мк. 1:1-3), что согласуется с тем, что сказал Христос: "Закон и пророки до Иоанна;" они закончились с ним, и его служение поставило точку; "с сего времени Царство Божие благовествуется" более ясно, и  достигает большего количества людей, чем прежде (Лк. 16:16). Пришел Христос, и проповедал Евангелие так, как никто до Него; благодать и истина пришли через Него более ясно и полно, чем когда-либо прежде: Он не только возвещал, что Царство Небесное близко, как это делал Иоанн, но, что оно уже пришло; хотя и не с помпезностью, и без ярких внешних признаков; но оно уже было среди людей (Лк. 17:20-21). При Его смерти, через пролитие Его крови, на Новый Завет была поставлена печать, он был утвержден и  подтвержден Христом, его Свидетелем; и посему [эта кровь] была названа "Кровь Моя Нового Завета" и "Кровию Завета Вечного" или [кровью] нового свершения Завета, которое должно продолжаться вечно; но это новое совершение [Завета] было больше видно при Его вознесении, и при сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы; так, когда Он воскрес,  Он дал им поручение: идти и проповедать Благую Весть всему творению; и приказал им ожидать в Иерусалиме пока они не будут наделены Святым Духом, как это и произошло в указанный выше день; что приготовило их для проповеди Евангелия всем народам, что они и сделали.

И теперь можно заметить, что новое совершение Завета в Евангельскую эпоху, заключается в следующем:

4a. В представлении Христа пришедшего, ставшего свершителем вечного спасения; в этом Он явлен как воплотившийся; исполнивший волю [Отца], пострадавший и умерший, и так Он сотворил мир и  согласие, и принес полное удовлетворение за грех; и обрел вечное искупление; воскрес из мертвых, и вознесся на небеса, и принял дары для людей, и дал им их для проповеди Его Благой Вести; эти различные статьи благодати  обобщены в высказывании: "великая благочестия тайна" (1 Тим. 3:16),  и в тех словах, которые являются обобщением всего провозглашения Благой Вести: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тим. 1:15).

4b. В более ясном и выразительном служении Евангелия: оно началось с того, что Его провозгласил Христос в самой ясной и полной форме, которая только могла быть; а затем Его апостолами, которые приняли его от Него вместе с дарами для его провозглашения, по Его приказу, разнесли Евангелие по всему миру, и проповедали его всякой твари под небом, сначала Иудеям, а затем и язычникам; и Благая Весть "по повелению вечного Бога возвещена всем народам для покорения их вере" (Рим. 14:25).

4c. В свободе от всякой неволи и рабства: не от пут греха и Сатаны, они общи для всех верующих при каждом совершении Завета; но от суровых взысканий Закона, в Завете Дел; от бремени церемониального Закона, от специфически Иудейских  законов; и, если взглянуть еще дальше,  в свободном использовании нейтральных вещей, в пользовании привилегиями и свободами Евангельско-Церковного государства: это славная свобода детей Божьих, свобода, которую принес Христос; чтобы мы приняли Духа усыновления, которым восклицаем: Авва, Отче; Духа свободы, а где Дух Господень, там свобода.

4d. В большом сошествии даров и милостей Духа: сверхъестественных даров, которые были даны в начальный период совершения, не только апостолам, но и обыкновенным Христианам, мужчинам и женщинам, сынам и дочерям, слугам и служанкам, в соответствии с пророчеством Иоиля (Иоиль 2:28-29), и обычных даров, чтобы подготовить людей для обычного служения Слова; и особых милостей Духа, в большей мере для всех святых в общем; таких как большая вера, мир, радость, утешение и свет знаний; поскольку, в соответствии с этим Заветом, и его совершением, все знают Господа: от наименьшего, до наибольшего; и хотя Иоанн Креститель был больше пророков, наименьший в Царстве Небесном, или Евангельском домостроительстве, больше, чем он (Иер. 31:34; Мф. 11:11).

4e. В более духовных таинствах, чем обряды служения Богу при первом Завете, которые названы "плотскими", но эти, Крещение и Евхаристия, очень живо и духовно представляют страдания, смерть, погребение и воскресение Христа; и являют благословения Завета Благодати в утешение,  а также являются средствами передачи этих благословений верующим, для увеличения их радости и мира; эти таинства будут совершатся в течении всего настоящего действия Завета, до конца мира (Мф. 28:19; 1 Кор. 11:26). Особое внимание мы уделим вопросу о таинствах в другом месте.

Итак, как прежнее совершение Завета проходило через различные периоды времени от первого его объявления - после грехопадения Адама, до первого пришествия Христа; так это второе совершение Завета, также проходит через различные последовательные периоды, до Его второго пришествия. Книга Откровения показывает состояние Церкви от воскресения Христа до Его личного пришествия; и особенно семь Церквей в Азии символизируют каждый последовательный период в это время; и представляют его изменения и состояния, иногда в изобилии, иногда в бедствии; иногда в более свободном использовании и радости в служении Слова и таинств, а иногда под сгущающимися тучами, тьмой и в разочарованиях, из-за преследований и лжеучителей, пока не наступит духовное царство Христа; тогда вся земля будет полна знаний о Господе и будет освещена Его славой; когда Евангелие будет в своей чистоте везде, а таинства будут совершаться так, как они были впервые получены, и повсюду будут возникать Евангельские Церкви, и всюду будет наставление в Евангелии; после чего будет царствование Христа, воскресение мертвых, последний суд и безграничная слава: все в свое должное время.