Жан Кальвин «Освобожденные только жертвой Иисуса Христа»
Богословие - Труды Жана Кальвина

Проповедь взята с сайта: http://calvin.reformed.org.ua/ 

                              

 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон»(Гал. 5:1–3)

    В прошлый раз мы узнали, что для того, чтобы устроение церкви было прочным, мы нуждаемся в Господе Иисусе Христе как в основании. Есть много тех, кто говорит о себе, что они дети Божьи, однако же никогда не были рождены свыше добрым семенем, которое просвещает и приводит к принятию Богом, Который и признаёт нас Своими детьми. Мы должны крепко стоять в чистом учении Евангелия, если желаем быть истинно соединены с Господом Иисусом Христом. Он как наша Глава и Посредник объединяет нас с Богом Отцом. Мы уже указали причину, по которой Павел упоминает как рабов, так и свободных наследников. Он говорит нам, что ищущие оправдания посредством добрых дел служат себе, уходя от благодати Господа Иисуса Христа. Ибо они связывают себя обетом совершить невозможное, а именно – удовлетворить Бога, соблюдая Его заповеди. На самом же деле мы настолько слабы, что мы не можем исполнить даже наименьшую заповедь в Законе и, естественно, достигнуть совершенства, которого требует Закон. Поэтому Павел заключает, что мы должны пребывать в свободе, приобретенной нам Господом Иисусом Христом.

И вот здесь он уделяет внимание церемониям, все же мы всегда должны помнить основную цель и главное назначение Закона. Ибо если бы Закон был обеспокоен лишь соблюдением конкретного поста или воздержанием от определенного вида мяса, это не стало бы темой столь трудной, вызывающей столько споров в церкви. Все же Павел никогда не тратил времени напрасно, занимаясь тривиальными или делами не приносящими пользы. Для него было важно учение; ибо возвести в ранг обязательного что-либо незначащее означало бы лишить многих людей надежды на спасение. Если смертным грехом является пропустить какой-либо ритуал, человек становится нарушителем, когда допускает это, и тогда уже нет способа исправить ситуацию. Бог есть Судья и призывает к отчету – и тогда нет возможности искупления. Хотя это и правда, что мы все должны исполнять Закон, все же есть выход: он в том, что с нашими ошибками мы будем прибегать к Господу Иисусу Христу. Воистину, Он подчинился Закону, чтобы приобрести нам свободу. Он взял наше проклятие на Себя, чтобы освободить нас. Поэтому если мы накладываем на себя всяческие дополнительные обязательства и говорим, что то или иное является грехом, тогда Иисус Христос перестает уже быть нашим искуплением, как я уже говорил ранее. Вместо этого мы остаемся под проклятием, без надежды на избавление. Поэтому у Павла была хорошая причина поощрять галатов держаться учения и не обращаться назад в рабство. Ибо это, говорит он, отнимет у них дарованный им Христом бесценный дар, они отпадут от Божьей благодати и будут отделены от Господа Иисуса Христа, единственного источника спасения и вечного счастья.

А для того чтобы уяснить природу и свойства этого дара, мы должны научиться сокрываться в Боге. Позвольте мне здесь привести пример. Если определенные законы и требования предписаны нам людьми, то они вовсе не умаляют нашу свободу перед Богом. Что касается закона и порядка – либо запрет, либо повеление, – то должно быть исполнено для общего блага. Если есть определенное требование, мы обязаны выполнить его, тем самым служа друг другу в обществе. Заметьте поэтому, что установления, относящиеся к закону и порядку, требуют нашего общего и гармоничного участия, будучи столь связаны со служением ближним, и никак не с поиском удовлетворения личных интересов . Однако когда дело касается духовной свободы, мы должны отдалиться от общества, чтобы почувствовать ее природу и влияние. Я говорю, что каждый из нас должен предстать перед Богом лично, ибо однажды мы дадим ответ перед нашим Небесным Судьей. Мы должны исследовать себя и задать себе вопрос: каким я должен предстать перед судейским престолом Бога? Если мою жизнь сопоставить с Законом – горе мне! Я повинен в бесчисленных преступлениях, так что даже если бы меня приговорили к миллиону смертей, этого было бы недостаточно, чтобы уплатить за все грехи, которые я совершил. И все же Бог решает проявить ко мне Свое расположение и принять меня в объятия Своей милости во имя Господа Иисуса Христа. Когда я приближаюсь к Нему, то могу прийти с высоко поднятой головой, прощенный и искупленный жертвой Иисуса Христа, Который заплатил за мой грех и даровал мне полное освобождение. Это самое первое, то, каким образом мне служить Богу. Конечно, я должен посвятить свою жизнь Ему, но с чего мне начать? Ибо я не могу представить Ему себя совершенным, как Он того требует, не могу достичь даже сотой части такого совершенства! Что ж, Бог сносит меня, все еще прощает, одобряет то, что несовершенно и слабо во мне, и даже то, что смешано с грехом. Почему? Потому что Он принимает меня во Имя Господа Иисуса Христа как одного из Своих детей. Так, говорю я, мы должны приходить к Богу, если желаем знать и ощущать плод нашей свободы, о которой говорит Павел.

Когда Павел говорит «не подвергайтесь опять игу рабства», он показывает, что до того, как у нас появилась вера в Евангелие и понимание важности страданий и смерти Сына Божьего, мы были в суровых узах, как заключенные, и не наслаждались никакой свободой. Воистину, если бы не вмешался Иисус Христос и не стал бы Посредником между Богом Отцом и человеком, наши души всё еще мучились бы и страдали. Ибо нет никого из нас, кто не признавал бы свою вину. И так бы мы и остались в этом положении, тонули бы в отчаянии, если бы не избавитель наш Господь Иисус Христос. Какая печаль постигла бы нас, если бы мы никогда не узнали, насколько милостив к нам Бог, как щедро Он одарил нас миром и рвением взывать к Нему благодаря тому, что Иисус Христос пошел впереди нас. С другой стороны, если мы не знаем, что Бог воистину принял нас и удовлетворен нашим послушанием, которое мы пытаемся воздавать Ему (хотя и проявляем всякие свои слабости), тогда мы будто связаны дополнительной веревкой, которая в конце концов удушит нас. Это происходит со всеми неверующими. Но Евангелие показало, что Бог любит нас и что Он свободно принимает нас как Своих детей в Его благости. Потому Павел предупреждает нас не поддаваться тирании людей, но быть свободными от суровых требований Закона, которые вводят нас в рабство. Нам нужно держаться дарованного нам привилегированного положения, ибо ныне Иисус Христос освободил нас. 

Давайте теперь поразмышляем над причиной, которую он приводит: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы». Это утверждение дает нам понять, что обрезание легко может лишить людей всякого участия в приобретении спасения, дарованного Господом Иисусом Христом. Однако мы должны помнить, в первую очередь, о том, что, когда Павел говорит здесь об обрезании, он не имеет в виду само действо, но его цель. Обманщики, которые проникали к галатам и искажали чистоту Евангелия, хотели заставить тех верить, что человек должен быть обрезан, дабы исполнить Закон. Павел останавливается на этом и говорит, что если нас принуждают исполнить это повеление Бога, чтобы войти в Его завет, тогда Иисус Христос оказывается бесполезен. На это стоит обратить особое внимание. Сегодня мы говорим, что адская тирания – велеть людям повиноваться определенным правилам, утверждая, что их провал в этом деле станет их смертным грехом. Также жестоко запрещать что-либо просто потому, что это не доставляет удовольствия другим людям. Кто-то постановил, что мы должны соблюдать Великий Пост, а кто-то другой, что мы должны исповедовать все наши грехи раз в год. Если мы оспорим это, паписты, как я уже говорил, придут в неистовство, даже не пытаясь разобраться и спросить, почему мы настаиваем на своем взгляде. Почему они так поступают? Потому что не смотрят глубже внешнего поступка. Мы же должны смотреть глубже. Паписты повелевают нам исполнять правила, запугивая смертным грехом, заставляя нас считать, что мы обязаны сделать это, чтобы быть принятыми Богом, – якобы мы вошли в завет с Ним на основании наших дел. В соответствии с дьявольскими доктринами, наполняющими папизм, получается, что тот, кто исполнил все обязанности и повеления, сделал Бога своим должником. Мы, по их мнению, можем получить благодать только по нашим заслугам, и память о наших грехах и несостоятельности может быть стерта только тогда, когда мы сами предоставим Богу удовлетворение за грех и тем самым избежим Его гнева. Отсюда мы видим, что, если мы можем получить Божье прощение сами, Иисус Христос теряет всякую ценность и не может помочь нам ничем. Почему? Потому что Иисус Христос – не наша праведность, если мы не ищем прощения своих грехов через жертву Его смерти. Мы должны быть уверены, что Бог – наш Отец и что мы можем взывать к Нему с миром в сердце, будучи усыновлены через Господа Иисуса Христа.

 Это правда, что обманщики, введшие в заблуждение галатов, все же желали, чтобы Иисуса Христа знали как Спасителя мира. Они верили и в Закон, и в Евангелие, поэтому использовали все титулы, принадлежащие Иисусу Христу. Однако они верили, что частично наше спасение должно быть нами заслужено – это как некое средство для удовлетворения Бога. Поэтому Иисус Христос просто добавляет к общей картине спасения человека то, чего недостает. Но это ставит бедные души в трудное положение. То же самое сегодня делает папство. Папа со всеми подлецами его духовенства ни чем не отличается от обманщиков, против которых здесь выступает Павел, разве что они пользовались авторитетом Закона Моисеева, чтобы продвигать свои заявления и делать их приемлемыми. Люди, которых критикует здесь Павел, настаивали на ритуале обрезания. Они говорили, что необходимо всем быть обрезанными. Зачем? Для того, чтобы быть невинными перед Богом, чтобы, исполнив свою обязанность, стать приемлемыми для Него. Какова же тогда роль Иисуса Христа во всем этом? Он выступает как бы в качестве приложения. Они не говорят, что у Него нет цели, но что Он возмещает недостающее, после того как люди выполнили все необходимое и оправдали себя и только если им нужна дополнительная помощь! Так говорили оппоненты Павла. А что же насчет Папы? Вместо продвижения церемониального Закона Моисея, он говорит, что мы должны повиноваться его установлениям, тому, что постановили их соборы, решениям того или иного человека. Он делает свои указы обязательными к исполнению, угрожая болью совершения смертного греха. Если мы оскорбили Бога, говорит он, мы можем искупить себя через епитимью, но это не тот способ, что велит Бог. Папская идея епитимьи заключается не в том, чтобы исполнить то, что было предписано в Законе, но в том, чтобы сделать даже больше требуемого: так мы угождаем Божьим очам и становимся приемлемыми для Него. Мы видим, однако, что Папа придерживается того же дьявольского принципа, который стремились ввести и эти люди. Воистину, это даже больший грех, потому что вместо того, чтобы пользоваться Законом Моисея для утверждения своего авторитета, он основывается на собственных измышлениях, наполняющих его ум!

 Павел противостоит всему этому и говорит галатам, что Христос не принесет никакой пользы, если они будут искать такого завета с Богом. Почему? Потому что они таким образом разделяют Христа и отдают Ему только половину того, что всецело принадлежит Ему. Он – наша праведность и мир (1-е Кор. 1:30; Еф. 2:14). Что предполагает собой это слово – «праведность»? Оно означает, что Бог может свободно принять нас через Господа Иисуса Христа. Если мы говорим, что можем удовлетворить Бога своими заслугами и что Иисус Христос просто дополняет наш недостаток, то не разрываем ли мы Его надвое, не расчленяем ли таким образом? Нам нельзя так поступать, и другим мы не должны позволять делать это. Более того, наш Господь Иисус Христос заплатил за наши грехи, и нет других способов примириться с Богом, как только осознать, что Он избавил и спас нас от наказания вечной смерти. Если мы думаем, что можем приобрести себе искупление своими заслугами, и верим, что остальное добавит Он, то мы открыто попираем Его, а это отвратительно. Мы видим, почему Павел говорит, что Иисус Христос не даст ничего при таком понимании спасения; он хочет, чтобы люди прекратили обманывать себя, создавая образ Иисуса Христа, частично исполняющего Свое служение. Нет, мы должны принять Его таким, как Он открыт нам Богом Отцом. Он дан нам для того, чтобы не верить ни во что другое, но прибегать к Нему одному. Мы должны быть довольны, что Он – наш глава, мы должны служить Богу Отцу всем, что у нас есть, зная, что хотя все перед Богом суть ничто, но все же Он доволен этим, благодаря нашему усыновлению в Господе Иисусе Христе. Это то, что делает нас самих и все наши труды приемлемыми Богу. Я говорю «нас самих», хотя мы на самом деле бесценны, а наши труды никчемны. Но Бог доволен ими, потому что Он не смотрит на то, какие мы и что мы сделали, ни на качество или количество наших дел. Для Него важно то, что мы пришли к Нему как члены тела Его единственного Сына, полагаясь полностью на жертву, которою Он искупил нас.

Именно поэтому Павел добавляет, дабы еще сильнее подчеркнуть сказанное прежде: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон». Если мы желаем оправдать себя таким образом, говорит он, то Христос не принесет нам пользы. У нас есть очень прямое и ясное утверждение, которое Павел высказал ранее, и мы должны обратить на него внимание, ибо трудно убедить людей, что Христос не имеет ценности вовсе, если они ищут воспользоваться Им лишь частично. И хотя турки и язычники даже не знали Иисуса Христа, они придерживаются подобного папистам взгляда, и между ними мы найдем много общего. Ибо никогда не было ни одного языческого народа в этом мире, который бы верил, что мы не можем удовлетворить Бога. Они всегда хвастали своими добрыми делами и считали, что их спасение зависит от них самих. То есть язычники всегда верили, что они могут получить благодать и заслужить благоволение в Божьих очах. Потому они и жертвы Ему приносят, не зная, что это образ Господа Иисуса Христа, надежда на примирение с Богом. Так же поступали и иудеи, изменившие и извратившие значимость Закона. А паписты соответствуют этому описанию и сегодня. Они уверены, что Бог принимает их дела и даже в некотором роде обязан им. Они вступают в завет с Ним, и в рамках этого завета Он якобы обязан принимать то, что они делают, хотя они предают Его (ибо, с одной стороны, они с готовностью принимают мысль о том, что всего достичь не в состоянии, но, с другой стороны, они заявляют, что могут сделать больше, чем Бог потребовал от них, и что это служит уплатой Богу!). И вот, поскольку так трудно убедить людей, что дело Иисуса Христа не может быть частичной выплатой за наш грех, мы должны все вместе уделить больше внимания этому отрывку, где Павел говорит нам, что обрезанный должен соблюсти и весь Закон.

 Во-первых, когда Павел говорит об обрезании, он не размышляет об установлении Божьем. Зачем, на самом деле, Бог повелел Аврааму выполнять этот ритуал? Это была печать праведности, приходящей через веру, как Павел сам поясняет в четвертой главе Послания к римлянам (Рим. 4:11). Когда Авраам был обрезан, это не обязало его соблюсти весь Закон – наоборот, это указывало на прощение грехов и удостоверяло, что Бог принял его как одного из Своих детей во Имя Господа Иисуса Христа. Поэтому обрезание дало Аврааму свободу! Почему Авраам сделал его? Потому что это было таинство, напоминавшее ему о безвозмездной милости Божьей. Те же, с которыми спорит Павел, воспринимают обрезание как свою заслугу, доброе дело, надеясь приобрести этим Божье благоволение. Они воспринимают это как завет, который гласит: «Я провозгласил свою преданность Тебе, сделав это, теперь же я ищу награды». Но если мы вступаем в такой завет с Богом, тогда мы обязаны соблюсти весь Закон. Другими словами, Павел говорит, что мы не можем торговаться с Богом. Люди не должны воображать, что могут частично удовлетворить Бога и что Он поэтому останется им должен. Он не обязан пускать их в Свой рай на основании того, что они сделали те или иные дела. Нет, нет, говорит Павел, мы должны достигать небес при помощи совершенно других средств; мы не можем иметь ощущение, что заключили с Богом завет на равных, который обязывает Его даровать нам вечную жизнь в ответ на соблюдение Закона. Если это то, во что мы верим, тогда мы – должники перед Ним, ибо обязаны исполнить весь Закон.

В целом Павел здесь борется с сатанинской доктриной, которая сегодня прижилась в папстве. Они говорят о частичной праведности, которая означает, что часть ее происходит от благодати Божьей, а другая часть поддерживается делами-заслугами. Как это может быть? В конце концов, вполне очевидно, что не было ни одного живущего в этом мире, кто бы исполнил в полноте Божий Закон.Это так явно доказывает жизнь! С того времени как паписты приняли это учение за истину, стало очевидно, о чем я и говорю, что ни один человек не может исполнить весь Закон. И потому они вынуждены сказать: «О, мы и не верим, что человек может в полноте быть праведным во всем, поэтому Иисус Христос и есть праведность наша и частичный Искупитель. Остальное же мы приобретаем добрыми делами!» Позор, позор, говорит Павел. Если вы воображаете, что заключили соглашение с Богом, согласно которому заработали нечто перед Ним и заслуживаете награды, ибо сделали Его вашим должником, если, говорю я, вы настолько корыстолюбивы, чтобы сказать: «Я сделал это, теперь Ты должен сделать это», то вы делаетесь должником Его, обязанным исполнить весь Закон. Это глупые мысли. Люди обманываются, думая, что Бог принимает все, что они делают, когда они игнорируют то, что им надлежит сделать. Например, человек должен другому сто фунтов. Тем не менее он думает, что его кредитор будет доволен, если он отдаст ему четыре фунта, и говорит: «Вот, возьми эту мою оплату!» Потом он приносит еще шесть, потом десять. Наконец, после многих усилий, он смог выплатить треть или четверть суммы. И если при этом он поверит, что освободил себя от долга, ибо выплатил так много, не будет ли это нечестивой неблагодарностью? Его друг открыл свой кошелек, чтобы помочь ему во время нужды, и не пожалел ничего, чтобы поддержать его. А тот хочет избавиться от долга, потому что отдал непонятно сколько со словами «возьми эту оплату», в то время как он не заплатил даже и половины долга. Это смешно. Но не так ли и те, кто хочет начать рассчитываться с Богом своими заслугами? Ибо Бог сказал, и Павел уже цитировал это нам, что виновен перед Законом тот, кто не исполнит всего, что в нем написано.

Каковы же наши обязанности под Законом? Соблюдать его совершенно. И кто может сделать это? Никто не может соблюсти даже малейшую заповедь в совершенстве. А что же делают эти лицемеры, которые верят, что они могут иметь ценность в Божьих глазах благодаря своим делам? Они делают то или иное, стараясь хотя бы частично быть праведными. Но Бог не примет ничего из этого. Он никогда не отречется от Своего утверждения, которое произнес собственными устами: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним» (Втор. 27:26). Поэтому Павел настаивает, что тот, кто обрезан, становится должником всего Закона. Это все равно, как если бы он сказал: «Не обманывайтесь больше. У Бога нет двух путей. Он объявил в Законе, что те, кто не соблюдают его в полноте, прокляты». Нет никого, кто смог бы это сделать, поэтому все мы оказываемся под проклятием. Есть только одно средство избежать проклятия – прийти к Господу Иисусу Христу. Неправильно верить в частичный вклад Иисуса Христа, уповая непонятно на что в самих себе. Лучше нам признать, что все наши дела не имеют ценности и что они в Божьих очах являются зловонными, до тех пор пока Он не примет нас как Своих детей и не даст нам ходить в свободе совести, с осознанием того, что наши грехи прощены благодатью прощения, которое Он даровал нам. Ныне Бог не вменяет нам наших грехов и проступков, потому что Он видит нас как если бы мы были воплощены в личности Его единственного Сына.

Так Павел продолжает доказывать то, что он сказал ранее: Христос не приносит пользы никому из обрезанных. Почему? Потому что если они ищут спасения по делам, то должны исполнить все, что требует Бог, а не части этого (как они говорят). Они должны исполнить весь Закон, не упуская ничего. Кто может сделать это? Если бы мы выбрали самого святого и совершенного человека, которого только сможем найти, то даже и он не исполнил бы сотой части всего заповеданного. Потому люди лишены всякой надежды на спасения, если только они не придут опустошенными, отвергшими все свои «заслуги» и полностью не доверятся Господу Иисусу Христу, зная, что не могут быть оправданы Им или Его благодатью, если не откажутся от всего того, на что ранее уповали. 

Кроме того, когда Павел говорит здесь об обрезании, он имеет в виду ошибочный взгляд, посеянный обманщиками, которые вообразили, что заслужили Божье расположение и исполнили Закон. Так же и сегодня: все, кто исполняет папские указания, ниспровергают авторитет Господа Иисуса Христа. Я не говорю, что человек будет осужден за отказ вкушать мясо по пятницам или в дни поста; но если он отказывается от мяса из собственных суеверий, веря, что этим он зарабатывает благоволение Бога, тогда он отвергает Господа Иисуса Христа, Который дан нам как Заступник, чтобы примирить нас с Богом Отцом. Он освободил нас, чтобы мы не нуждались в человеческих традициях. Многие соблюдают папские установления, потому что верят, что смертный грех – есть мясо в определенные дни, и что воздержанием они заслуживают Божью милость, потому что якобы угодили Ему. Они даже думают, что почитают Иисуса Христа, когда исповедуются или делают то или иное! Они верят, что дверь неба будет оставаться закрытой для них, пока они не откроют ее исповедью, думая так угодить Богу. Так, веря всему этому, они делают себя должниками (как я говорил ранее) и отвергают благодать, приобретенную для них Господом Иисусом Христом.

 Давайте же теперь применим эту доктрину для нашей пользы. Во-первых, мы знаем, что Бог провозгласил в Евангелии, что, когда мы приходим к Нему (если только мы не в гневе и сомнениях, подобные камышам, что колеблются ветром), мы можем открыто и свободно взывать к Нему как нашему Отцу, Который усыновил нас, сделав Своими детьми. Во-вторых, угодными Ему мы можем быть в единственном случае – когда наши грехи прощены. Каким образом? Иисус Христос сполна заплатил цену и дал нам абсолютное и полное прощение. Однако мы знаем, что это вовсе не значит, что мы должны снять с себя всякую узду и жить в собственное удовольствие, как дикие животные, которых невозможно обуздать и приручить. Нет, мы должны свободно приходить к Богу, от всего сердца желая повиноваться Ему. Мы нуждаемся в удостоверении того, что Он принимает нас как Своих детей и поддерживает нас, будучи настолько сострадателен к нам, что принимает все то, что мы делаем, хотя оно суть никчемно, и терпит нас благодаря Своей Отцовской любви. Если у нас нет такой уверенности, то мысль о служении Богу будет вызывать у нас скрежет зубов. Если же, однако, мы убеждены, что Бог смотрит на нас с благоволением и принимает нас во Имя Господа Иисуса Христа, даже если мы слабы и не можем сделать ничего угодного Ему, тогда мы наверняка исполнимся Его храбростью. Мы станем подобны парусу корабля, наполненному ветром! Наши сердца будут спешить повиноваться Ему, как и корабль послушен парусу, если только мы будем знать, что Бог радуется и принимает наши труды, не желая, чтобы мы возвращались в рабство. Он счастлив, что мы Его дети и что мы желаем повиноваться Ему. Зная это, мы можем служить нашему Богу с большим рвением. Имея Его благодать своим основанием, мы настолько наполнены Его радостью, что можем вознести жертву хвалы. Также, взыскав Его в молитвах, мы можем знать, что Он ответит нам, и в ответ мы можем поблагодарить Его за бесценные дары, которые Он посылает нам каждый день.

 Теперь давайте падем перед могуществом нашего великого Бога, осознавая наши грехи и молясь, чтобы в осознании их мы угождали Ему, чтобы были истинно смиренными и отдавали себя полностью Господу Иисусу Христу; чтобы, придя к Нему, мы пребывали в вере евангельской, не отступая несмотря ни на что. Пусть Он поддержит нас в нашей слабости, когда в нашей жизни возникает необходимость истинного покаяния. Пусть же мы будем трепетать и воздыхать перед Ним до того дня, когда Он избавит нас от этого смертного тела, которое, как тюрьма, содержит нас в узах греха. И мы все говорим: «Великий Бог и наш Небесный Отец…»