Ответ Кальвина Кастеллио
Богословие - Труды Жана Кальвина
 
Название книги: "Ответ Кальвина Кастеллио"
Вы можете скачать данную книгу к себе на компьютере (кликните правой кнопкой мыши по ссылке и выберите "сохранить объект как"):

ОТВЕТ КАЛЬВИНА КАСТЕЛЛИО

Я не понимаю ничего из того, что Вы имеете в виду в своей последней работе, за исключением одного – опасений за судьбу человека из суеверия. Почему грех мог совершиться случайно? Как могло произойти подобное чудовищное событие? Я утверждаю, что все вещи, которые нам кажутся случайными, на самом деле регулируются тайным провидением Божиим. Кто позволил Вам делать тот вывод, что происхождение греха – это случайность? Какое происхождение имеет то, что содержится в моих книгах? Или я их исключительный автор, а Бог – это не Бог? Если топор в руках дровосека отскочит от дерева и разобьет человеку голову, Вы тоже сочтете это случайностью? Но Святой Дух чрез Моисея говорит, что такой человек умер по воле Божией. Скажете ли Вы, что Бог раздает удары направо и налево, как пьяный, без разбора?

Если мы предположим, что человек согрешил, а Бог этого не предузнал, то как Бог будет судить мир? И если мир согрешил без знания этого Богом, то какое в этом преимущество для смертных? Поэтому я утверждаю, что Бог прекрасно знает о грехах людей, а Вы сегодня безумно тщитесь отрицать это, чтобы измыслить ложного Бога. Если Вы исходите из того, что Бог не знает о грехе, то кому Вы молитесь? И Вы по-прежнему будете превозноситься над людьми, которые лишают Бога интеллекта и бесчестят Его наподобие Лукреция, сами изготовляя такого же мертвого идола?

Ваш довод, что учение является излишним, заповеди – бесполезными, предупреждения – напрасными, увещевания и угрозы – абсурдными, если люди грешат не по своей воле, - этот довод таков, что если книга Августина «О грехе и благодати» недостаточна для того, чтобы рассеять подобные возражения, то Вы вовсе не заслуживаете никакого моего ответа. Поскольку мои опровержения Пигия и Сервета в связи с этой клеветой вполне удовлетворительны для всех разумных и внимательных читателей, я сейчас просто дам краткий ответ Вашей гордыне. Если Вы считаете, что Бог может заповедовать то, чему человек вправе не подчиняться, Бог на Своем Суде несомненно явит Вам, что Он сделал не напрасным утверждение Апостола, что не может быть такого закона, который не был бы исполнен благодатью (Рим.8.1). Очевидно, что праведность была бы идеальным исполнением закона, который дан и изложен для всех, если бы наши силы были достаточны для того, чтобы повиноваться заповедям Божиим. Павел, однако, говорит, что нельзя добиться праведности в порядке закона. Вы еще считаете, что по этому вопросу спорите с Кальвином?  Павел говорит, что он продан греху, и в то же время – что закон производит гнев; поэтому, если человек осуждается со знанием того, что он грешит по своей воле, то ссылка на необходимость напрасна. Если Вы крадете потому, что по каким-то причинам  должны украсть, то Вы не менее неизвинительны после заповеди, чем до нее. Если Вы крадете древесину для утепления дома, то что побудило Вас совершить кражу? Для Вашего справедливого осуждения достаточно, что Вы сознательно и добровольно взяли чужое и нечестиво обогатились за счет соседей, и то, что Вам это необходимо, не будет справедливым оправданием. Что касается Ваших возражений, что никто справедливо не осуждается иначе как по причине преступления и после него, я не возражаю Вам здесь по той причине, что я везде учу, что никто не гибнет иначе как по решению Бога. В то же время я не собираюсь лукавить Вам и скажу правду: если то, о чем Вы говорите, соответствует действительности, то Бог был несправедлив, вовлекая всех потомков Авраама в первородный грех.

Вы отрицаете, что для Бога является законным осудить человека не на основании фактического греха. Бесчисленное количество людей ушли из этой жизни во младенчестве. Теперь Вы возмущаетесь, что Бог осудил на вечную смерть ни в чем ни повинных младенцев, оторвав их от груди матери. Ясно, что это богохульство, и если бы я был повинен в нем, то всякий имел бы право проклясть меня. Ибо я не имею права требовать ничего от Всевышнего.

Что касается последнего момента, то я просто не позволю Вам разглагольствовать по этому поводу. Ибо Сервет, Пигий и другие псы, такие же, как они,  уже хулили Бога, заявляя, что Он создал мир, который, как Он предузнал, будет достоин погибели. Вы считаете, что никто не может быть обречен на вечную смерть, пока он не станет отвратителен для земного суда через фактическое совершение преступлений. Поэтому пусть читатель научится отвергнуть это безумие, которое подрывает доверие к Небу и все основания Божественного правосудия.

Я буду непоколебимо отстаивать славу Истинного и Вечного Бога, хотите Вы того или нет. Вы заявляете мне, что я ставлю на место Бога дьявола. Моя защита будет краткой и простой. Мои книги ясно свидетельствуют о том, что у меня не было другой цели, кроме как возвестить, что мир должен посвятить себя Богу и что все должны взращивать в себе добрую совесть и жить по правде; поэтому моя жизнь не является несовместимой с моим учением, и я не буду настолько несправедливым к благодати Божией, чтобы сравнивать себя с Вами и другими людьми, для которых справедливость – это не более чем комплимент и лесть. Если я скажу, что лишь справедливые судьи могут решить спор между нами, то как раз они с готовностью признают, что в моих книгах и в моей жизни есть почитание Бога, а у Вас есть лишь насмешка над религией.

Теперь кратко опишу Вашу клевету и спрошу, что у меня дало Вам основания считать, что Бог медлен на милость и подвержен гневу, если Он предопределил большую часть мира к вечной погибели? Спросите, какому Богу поклонялись все благочестивые, зная, что до семьи Авраама весь род человеческий блуждал во тьме и погибал в течение более чем двух с половиной тысяч лет. Вы считаете особенной жестокостью, что бесчисленные народы последовали в погибель, тогда как лишь одной семье был уделен свет? Ответ очевиден: не все могли быть избавлены сразу, а мир мог сто раз погибнуть, если бы Бог не явил Свое долготерпение. Нет никаких колебаний и противоречий у Павла, когда он восхваляет милосердие  и сострадание Бога и в то же время утверждает, что сосуды гнева были определены Его тайным указом на погибель. Если Вас это не устраивает, то я думаю, что Ваши рассуждения можно спокойно отбросить. Бог не нуждается в защите от моей руки, Он в достаточной мере отстаивает Свою правду, хотя бы все нечистые языки сговорились хулить Его. Вы и Ваши подельники можете сколько угодно рассеивать свои кощунства, они падут на Ваши же головы. Для меня не трудно терпеть это, если я открыто служу Богу и имею возможность вызвать Вас на Его суд, где в свое время явится отмщение за истину, против которой Вы яростно вооружаетесь.

Читатели по достоинству оценят, чего стоят Ваши рассуждения о характере Истинного Бога, когда они поймут, что Вы делаете отправной точкой «здравый смысл». Существование Бога действительно было принято всеми веками и народами, поскольку принцип и семя этого знания естественным образом внедрены в разум человека. Но точно так же как все знают, что Бог есть, никто не может естественным образом знать о Боге всю правду, не смешивая ее с ложью и тем самым не прелюбодействуя от знания и света истинной религии. Святой Дух заповедует нам стать простецами, чтобы быть учениками учения небесного, ибо естественный человек не может ни получить, ни воспринять его. Вы будете тщетно присваивать себе право судить о тайнах Бога, если Ваш разум, который по своей слепоте совершенно отвергает Божественную славу, будет сам себе руководителем и господином, а не предпочтет обратиться к авторитету Писания. Неудивительно, что Вы считаете, что самые противоположные религии могут иметь одни и те же обетования, и думаете, что последователи Магомета и поклонники неведомого Бога столь же поклоняются Богу Истинному, как и христиане, которые с непоколебимой верой в Евангелие призывают Отца нашего Искупителя. Хотя на словах Вы признаете принципы нашей веры, втихаря Вы не стесняетесь быть искренним покровителем неверующих, собирая суеверия всех народов и подрывая религию, возвещенную пророками истинного Бога. По этой же причине, которая, несомненно, является матерью всех заблуждений, вы считаете, что Бог должен постановить, чтобы всем спастись.  Как будто у слова «избрание», столь часто появляющегося в Писании, нет абсолютно никакого смысла – хотя Закон, пророки и Евангелие возвещают всему миру, что ко спасению призываются лишь те, кто был избран по вечному совету Бога до основания мира, и недвусмысленно говорится о том, что основой и причиной их жизни является свободная любовь Божия, которая охватывает не всех, но кого Ему угодно. Чего Вы хотите добиться? Вы сбиваете простецов с толку, напуская туман о Боге, Который намерен спасти всех. Если это не согласуется с избранием к жизни только Его детей, то почему путь ко спасению не открыт для всех? Еще в Законе было сказано: «вот, Я предложил вам жизнь и смерть». Если Бог исполнен решимости спасти всех без различия, то почему Он не предуставил к жизни всех в равной степени без различия, почему Он выбрал один народ, причем без каких-либо причин со стороны этого народа, ибо Моисей верил, что к избранию нет иных причин, кроме свободного изволения Бога избрать тех, кого Он назвал своими?

Вы говорите, что Христос был послан Богом с тем, чтобы Его праведность изобиловала там, где прежде царил грех. Но Ваши слова показывают, что Вы – от нижних и действуете по наущению сатаны. Вы бессовестно прикрываете благочестивыми словами ложь о Христе. Ибо если праведность Христа преизобилует над грехом, то состояние Пилата и Иуды будет не хуже, чем Петра и Павла. И я говорю не только о Пилате, ибо Павел отрицает, что праведность Христа может быть отделена от веры в Евангелие (Еф.6.9). Скажете ли Вы, что Евангелие было дано Франции и другим отдаленным странам во времена, когда Христос жил на земле? А раньше? Разве Бог не Тот же, что и до пришествия Сына Своего? Почему Он положил печать на дело спасения, пока не настал полнота времени? Вы попросту смеетесь над учением Павла о том, что тайна Божия была сокрыта до срока, который был определен для Евангелия. Теперь скажем и о том, что когда Евангелие провозглашается, никто не приходит ко Христу, кроме тех, кому дана вера. Откуда берется вера? Если Вы скажете: от слышания, то это верно, но слышание зависит от особого откровения Духа. Исайя (53.11) удивленно восклицает: кому открылась мышца Господня; когда Павел ограничивает веру избранными, он ссылается именно на этот стих. Вы не позволяете проводить различия. Христос говорит: придите ко Мне, труждающиеся и обремененные; но Он также свидетельствует в другом месте, что никто не придет к Нему, если не привлечет его Отец. Не противоречит ли Он Сам Себе, когда, свидетельствуя о внешнем призвании, Он говорит, что никто не воспримет ничего, если не будет дано свыше, и что никто не придет к Нему без воли на то Отца?

Еще один стих Вы извращаете не менее предательски: Иоанн (1.4) утверждает, что правда Христова просвещает каждого человека, вступающего в мир. Как будто Иоанн не добавляет сразу: «свет во тьме светит, и тьма не объяла его»; ибо по какой-то причине свет был почти задавлен тьмою, пока Христос не пришел, чтобы печься о слепых. Несомненно, Христос не отказывает в милости тем, кто приходит к Нему, но это значит лишь, что обеты и молитвы грешника продиктованы Святым Духом, более того, вера, которая сама есть плод безусловного избрания – это ключ, что открывает врата молитвы.

Удивительно, что хотя Вы не знаете этих принципов, отказ от которых ставит Евангелие на одну доску с поклонением Прозерпине и Вакху, множество сознательных христиан следует Вашим ужасающим ошибкам. И хотя бы Вы в присутствии моих учеников возвели хулу на Бога, которую будут слушать жестокие, завистливые, гордые люди, у которых одно на языке, другое в сердце, я намерен опровергать не Ваши слова, а дела. Поскольку я не радуюсь злу, пусть Ваши преступления останутся как есть, но я оставляю за собой свободу засвидетельствовать пред Богом, что, хотя я принимал Вас за столом в своем доме, с тех пор я никогда не видел человека более горделивого, лживого и высокомерного, чем Вы. Вы считаете, что без судебного решения против Вас Вы можете мошенничать, позволять себе циничное бесстыдство и фиглярствовать над религией. Я хотел бы знать, на каком основании Вы обвиняете меня в жестокосердии. Возможно, Вы ссылаетесь на Вашего наставника Сервета; однако судьи, среди которых было двое его усердных покровителей, могут засвидетельствовать, что я вступался за него. Но довольно о себе, и более чем достаточно.

Решать, каковы плоды моего учения не только в этом городе, но по всему лицу земли, я оставляю на общее усмотрение. В той школе, на которую Вы свирепо нападаете, Бог произвел Себе жертву живую и приятное благоухание, являющее евангельскую правду. Ее студенты, по крайней мере, достойные из них, являют воздержание, терпение, мягкость, отвращение к роскоши, бережливость, соединенную с довольством малым. Отрекаясь от себя и от мира, они стремятся к благословенной надежде вечности. Но поскольку мне не пристало хвалиться, пусть Господь вступится за меня и покажет ту пользу, которую Он даровал через мое учение, напрасно подвергаемое Вашим нападкам и злоупотреблениям. Однако, помня Вас лично, я хотел бы знать, когда и почему Вы перестали уважать это учение. Вы утверждали, что не поняли его, что Вам помешала моя излишняя ученость, что возможны и другие мнения. Возможно, Вы просто не вникали в то, чему я учил Вас лично дома, или скучали на публичных чтениях Писания.

Сейчас есть множество достойных свидетелей, которые готовы показать, что хотя я предпринял множество попыток, чтобы исправить и излечить Ваш порочный нрав, так что до последних встреч со мной Вы были менее необузданны, - тем не менее похоже, что истинной причиной Вашего отчуждения была распущенность и стремление дать волю чувствам, что и привело Вас к нечестию, в котором Вы сейчас преуспеваете.

Вы приписываете мне то, чего я не говорил – не потому ли, что Вы вообще пользуетесь плодами чужих трудов и считаете это последованием им? Вашими достижениями были только говорливость и бесцеремонность, и Вы считали себя вправе просто презирать других. Я ничего не требую со своей стороны, но я полагаю, что не заслужил от верных слуг Божьих такой репутации, как одиозная власть. Если Вы считаете, что за мной следуют поддавшиеся моей репутации неучи, то приведите хоть какие-то подтверждения этой клеветы; но если Вы считаете моей виной не то, что неграмотные люди довольны моей доктриной, а Вас заедает, что опытные и мудрые люди находят наслаждение в моих книгах, то каким образом Вы думаете, что эти люди поддались давлению и нажиму, а не сформировали  собственную точку зрения? Пока что Вы ничего не доказали, ибо смешиваете правдоподобное с вульгарными домыслами. Поэтому Вы и стремитесь удержать всех от свободного исследования, а также самому заполучить больше учеников и сторонников, которые будут гордиться Вашей точкой зрения, что всякая наука является напрасным легкомыслием – будь то философия, логика, свободные искусства или даже богословие. Вы скажете, что ученики Христа были такими же, и укажете на разницу между книжностью и христианской верой. Но пусть читатели почувствуют разницу между Вами и мной. Я утверждаю, что мудрецы ослепляются своей гордостью, и никогда даже не почувствуют вкуса небесного учения, пока не станут простецами, чтобы отбросить собственную волю и понятия и посвятить себя кроткому послушанию Христову. Для человеческого ума совершенно непосильно и глупо пытаться постись Божественные тайны. Поэтому я говорю, что смирение является началом истинной мудрости; именно оно очищает нас  от плотского суемудрия, чтобы вера начиналась с преклонения пред Божественной тайной. Вы же приглашаете малограмотных людей выйти вперед, презреть учение, взвинчиваете высокомерие, призываете судить и рядить о тайнах Небес, и не признаете никакого законного авторитета, кроме того, что удовлетворится здравым смыслом, потому что вообще отвергаете все, что не устраивает Ваши фантазии.

Апостолу Павлу будет легко ответить еще на один упрек, который Вы оказываете моим ученикам – поскольку у них есть возможность не засорять добровольно свои уши Вашими и другими еретическими кощунствами. Вы отрицаете, что вообще есть истина, считая, что всех должно услышать.  Как будто действительно нет смысла в повелении отрицаться еретика, который отказывается покаяться после двух предупреждений! Если бы Вам было отказано в том, чтобы Вас выслушали, у Вас были бы основания жаловаться, но когда Вы ушли с поражением из собраний, на которых у Вас была полная возможность высказаться, более того, на которые Вас вызывали и чуть ли не притащили – то почему мы должны дальше допускать, чтобы уши благочестивых были и дальше открыты к тому, что отбивает жажду Слова Божия? Не думайте, что Вам всегда удастся высмеивать благие принципы. Не думайте, что дети Божии столь глупы, чтобы наслаждаться Вашими выходками или безучастно выслушивать брань и оскорбления.

 

Поскольку я являюсь заинтересованной стороной, я уверен, что я ответил так, что разумные читатели смогут легко отличить мои слова, за которыми стоит преклонение пред Высшей мудростью, от Вашего упорно сопротивления и упрямства, которое Вас только позорит. Я не перестаю молиться о Вас, хотя практически не смею надеяться, что Вы сможете обратиться к истине. Что касается Ваших последних заявлений, то у меня нет оснований думать, что я провоцировал Вас на злоупотребления, ибо если я считаю, что это письмо необходимо, то оно является серьезным предостережением – поскольку нет ничего более полезного для гордыни, чем такое предостережение. Давид хорошо знал, что Семея подстрекала та же жажда мщения, которой кипите сейчас Вы. Но благочестивый царь считал, что козни против него не случайны, а предписаны Провидением. Пусть никто не будет терпеть спокойно нападки дьявола и нечестивых людей, если знает, что они обращены не только к нему лично.    

What you mean in the last article but one, I no more understand, than if you intended to confound human apprehension by magical mutterings. May God quell thee, Satan!Да запретит тебе Бог, сатана! Amen! Аминь!
GENEVA, 5th January, 1558. ЖЕНЕВА, 5 января 1558 года.
By John Knox