ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ПО БЛАГОДАТИ Жан Кальвин
Богословие - Труды Жана Кальвина

 

Мы, по природе Иудеи, а не из язычников грешники, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали в Иисуса Христа, чтобы мы могли быть оправданы веру во Христа, а не делами закона, ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Гал.2.15-16

До сих пор мы излагали, почему Павел, обращаясь к теме церемоний, типов и теней, которые практиковались до пришествия Господа Иисуса Христа, пришел к общему выводу, что человек не может быть оправдан или приемлем в глазах Бога, если он не соблюдет весь закон. Сейчас, во-первых, мы могли бы рассмотреть эти вещи, чтобы затронуть два отдельных вопроса, однако, как мы уже сказали, Павел стремится привлечь нас к основам, чтобы разоблачить глупость полагающих, что мы можем получить благоволение в глазах Бога через наши собственные достоинства. Мы уже обсуждали причины, по которым Павел добавляет здесь слово "закон". Как бы широко ни было распространено мнение, что хороший человек может заслужить благоволение и принятие Бога, люди очень серьезно ошибаются в этом вопросе. В самом деле, что бы мы ни делали, мы не можем завоевать благосклонность Бога, потому что Он заслуживает самого лучшее из всего, что есть в нашей власти. Поэтому нет никакой заслуги с нашей стороны (если это вообще можно так назвать), если мы будем исполнять условия завета, что Он заключил с нами, сказав, что всякий соблюдающий закон должен получить жизнь и спасение (Лев.18.5). Когда Бог произнес эти слова, Он был готов принять наше общее послушание достойным спасения, но поскольку это не так, это на самом деле означает, что мы не можем, следовательно, заслужить Его благоволения, потому что никто из нас не исполнил наш долг, как мы увидим ниже. Таким образом, Его обетование потеряно для нас или, по крайней мере, оно не может применяться ни кому, кому Бог не даст для этого средств - то есть, несмотря на нашу неправду, не простит наши грехи и не примет нас как праведников. Когда Павел говорит, что мы не можем быть оправданы делами закона, это означает, что если мы утверждаем, что можем заслужить благодать и спасение, потому что Бог обещал, что те, кто соблюдет закон, будут приняты как праведники - то это полное заблуждение, ибо никто не соблюдает закон идеально. Мы должны понимать, что все мы стоим виновными пред Богом и наказание в виде осуждения висит над нашими головами. 
Для того, чтобы выразить этот факт более четко, Павел проводит сравнение между иудеями и язычниками. Он говорит, что, хотя некие были «по природе Иудеи, а не из язычников грешники", они поняли, что они могли быть приемлемыми для Бога только по вере в Господа Иисуса Христа. Ибо хотя все люди пали в Адаме и, следовательно, не имели личных заслуг, считалось, что евреи имеют особые привилегии, поскольку Бог принял их как Своих детей и назвал их Своими слугами. Тем не менее для евреев что-то пошло не так. Ибо когда Священное Писание говорит о необрезанных, оно имеет в виду осквернение, которое пребывает в нас от Адама, и ставит всех нас под осуждение от чрева матери. Но евреи верили, что Бог освободил их от этого проклятия человечества, и поэтому они хвастались. Хотя это правда, что на них была возложена великая честь, которую они должны были ценить выше всего земного добра, ибо Бог избрал их Своим народом в наследие Себе, но они должны были смиренно признать, что сами в себе они этого недостойны. На самом деле мы также принимаем это самонадеянное отношение, когда мы испытываем благодать Божью; и евреи по большей части ошибочно полагали, что они чем-то лучше остальных. Они думали, что Бог нашел в них нечто, благодаря чему предпочел их тем, кого отверг. Это высокомерие принесло с собой злую неблагодарность, ибо они не усваивали Богу все благо, что они получили из Его рук, но надувались от гордости, как если бы Бог счел, что они чем-то лучше или более достойны вечного спасения, чем язычники. 
Чтобы погасить все такие предположения, Павел начинает свою аргументацию так: «мы, евреи по своей природе». Похоже, что он говорит: «Да, это правда, что мы получили большую милость, чем язычники, которых Бог не принял в Свою Церковь". Но когда он говорит это, он говорит не так, чтобы дать евреям повод для гордости, но скорее распространяет на них то, что они все свободно получили от Бога, чтобы научить их, что у них нет никаких оснований для хвастовства.  В Послании к Римлянам Павел делает два заявления, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, но которые находятся в полной гармонии. С одной стороны, он спрашивает: «Разве мы не должны больше привилегий, чем язычники? Если мы были избраны как Его народ, Он дал нам обрезание как знак и печать, что мы Его дети, Он заключил завет с нами и обещал послать нам Искупителя мира. Таким образом, если мы рассмотрим милости, которыми Бог осыпал нас, в этом отношении мы благословлены и даже превознесены над другими народами". Здесь Павел упоминает о благости Божией к Израилю (Рим.3.1-2). Однако позже он задает тот же вопрос, какие есть преимущества у евреев, и отвечает: никаких (Рим.3.9-10). Для нас все под Божьим проклятием. Если язычники должны быть осуждены, то мы должны быть осуждены вдвойне, ибо они хотя бы имеют оправдание в виде невежества. Тем не менее они тоже не уйдут от Божия суда и погибнут, хотя никогда не имели никаких наставлений или знания истины.  Из этого следует, что мы будем осуждены по закону, потому что Бог учит нас, и все же мы не прекратили грешить и нарушаем Его праведный закон, так что теперь подвергаемся за это даже большему и худшему осуждению, чем язычники и неверующие, говорит Павел. Таким образом, евреи отличаются от язычников - не потому, что они были более достойны или более праведны, а просто потому, что Бог избрал их по Своей свободной щедрости.
Таким же образом дети, рожденные от верующих, ничем не лучше, чем дети язычников или даже турок, если речь идет об их природе. Поскольку все мы являемся частью растленной и проклятой массы, которую Бог осудил, никто из нас не может возвышать себя и считать себя более стоящим, чем наши ближние. Тем не менее Павел заявляет, что наши дети освящаются, ибо они не находятся в том же положении, как дети неверующих или язычников (1 Кор.7.14). Казалось бы, здесь есть некоторые противоречия. Тем не менее все очень хорошо согласуется, ибо хотя по нашей природе все мы испорчены и повреждены, за одним только исключением Христа, но есть такая вещь, как сверхъестественные дары, которыми Бог наделяет верующих, посвященных Ему, и их детей, и Он признает и принимает их как Своих детей. Вот почему Церковь рассматривает детей верующих как народ Божий, и они входят в число избранных, как и евреи, которые в соответствии с законом были отделены от остального мира. Это объясняет, почему Павел говорит: "Мы евреи, а не из язычников грешники". Под грешниками он имеет в виду тех, кто продолжает лежать в своей грязи и не омывается благодатью Божией. В деле, обрезание само по себе было знаком и свидетельствует о том, что Бог принял семью Авраама и народ, происшедший от него, как Свой особый народ. В прежние времена это было тем, что отличало евреев от неверующих, ибо, хотя они были в равном положении, как дети Адама, но Бог избрал одних и отверг других, как чуждых Его семье. Если мы спросим, почему так должно быть, ответом может быть только одно: по чистой благодати Божией, ибо в евреях в любом случае не было ничего выдающегося. 
Давайте исследуем аргумент, который Павел приводит здесь. Он говорит: «Зная, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Говоря об этом, Павел показывает, что все, что получили от Бога благодать, не вправе верить в человека или в самих себя, как будто они заслужили это от Бога. Нет, они вынуждены искать убежище в свободной благодати, признавая спасение лишь в Иисусе Христе, Который пришел спасти тех, кто уже потерян. Это подтверждается и другим отрывком, где Павел говорит, что он пришел "благовествовать мир дальним, что стали близки" (Еф.2.17 KJV). Иисус Христос есть наш мир, ибо только через Него Бог может любить нас и принять нас в милости. Это верно не только для тех, кто ранее был далек от Него, как язычники,  но и для детей Авраама, несмотря на достоинства и благородства, которыми они уже обладали, хотя и не по своей природе. Павел говорит, что евреи, которые были обращены в Христову веру, знали, что они не могут быть оправданы делами закона, а только верою в Господа Иисуса Христа, и он делает сравнение между двумя для того, чтобы показать, что мы не можем быть оправданы по благодати, если на самом деле не откажемся от всех своих заслуг.
Это также достойно нашего внимания. В самом деле, даже паписты исповедуют быть оправданными по вере, но это только половина правды, и есть остальная часть картины, которая портит целое.  Конечно же, они убеждены в том, что человек не может быть праведным перед Богом, если Иисус является посредником и, если человек опирается лишь на Его спасение. Паписты знают это слишком хорошо, и все же они часто говорят: мы оправданы не верой, а по вере. Это тот пункт, по которому они ставят вопрос, и это главный вопрос, по которому мы с ними расходимся. Павел, однако, показывает их глупость, когда говорит, что если так, то все, что люди приносят Богу, чтобы угодить Ему, будет Им отвергнуто. Дверь, таким образом, плотно закрыта для всех заслуг, и Павел заявляет, что единственный способ прийти к Богу - это через веру. Мы скоро увидим более ясно, почему Павел сравнивает веру с законом, как если бы здесь были две противоположности.   Закон предполагает, что если мы выполним то, что Бог требует от нас, мы будем найдены хорошими слугами и Бог даст награду, нам обещанную; вера, с другой стороны, предполагает, что мы - бедные, потерянные, осужденные души и что только в Иисусе Христе мы найдем то, в чем так отчаянно нуждаемся.
Примите это как пример: вот два человека в поисках пищи и крова. Один имеет деньги и хочет рассматриваться в соответствии со своими средствами. Они оба просят что-то есть, но второй человек беден и не имеет ни гроша, поэтому он просит милостыню. Они оба имеют что-то общее, потому что они оба стремятся найти еду, но лишь первый имеет достаточно денег, чтобы удовлетворить хозяина. Таким образом, накормив и напоив его, хозяин будет рад принять плату, не думая, что его гость в любом случае обязан ему. Он будет удовлетворен и даже нечто получит. Но жизнь бедного человека, который просит милостыню, вполне зависит от того, кто может предоставить ему пищу и кров, потому что он не может дать ему ничего взамен. Таким же образом, если мы хотим быть оправданы по закону, мы должны заслуживать это оправдание, ибо тогда Бог будет получать от нас, и мы от Него во взаимном порядке. Разве такое возможно? Никоим образом, и мы рассмотрим это более подробно. Мы должны, следовательно, заключить, что мы не можем получить праведность по закону, и что если мы считаем, что мы можем сделать Бога нашим должником, мы будем только провоцировать Его гнев. Единственный вариант для нас - это прийти как бедные нищие, чтобы мы были оправданы по вере, и не так, как если бы вера была добродетелью, исходящей от нас, но мы должны прийти смиренно, признавшись, что мы не можем получить спасение, кроме как даром. Именно поэтому закон здесь противопоставляется вере. Павел показывает нам, что все, кто утверждают, что их заслуши могут быть приемлемы для Бога, отвернулись от благодати Господа нашего Иисуса Христа. Рассмотрим это подробнее.
  Человек может поднять это возражение: закон был дан Богом, так что поэтому он не может быть противопоставлен вере, которая также исходит от Бога. Ответ на этот вопрос просто. Бог подобен дню и ночи, воде и огню, холоду и жаре. Конечно, день не противостоит ночи, но Бог по Своей благости и мудрости устроил, что они появляются в соответствующем порядке; при сиянии солнца люди исполняют свои дневные дела, а когда солнце заходит и скрывается от них, идут на покой.  Таким образом, хотя день отличается от ночи, есть гармония между ними.  То же относится к огню и воде. Каждая сотворенная вещь имеет свою функцию - и огонь, и вода очень хорошо дополняют друг друга, однако, если бы мы должны были смешать их вместе, то они действительно столкнулись бы. И то же самое относится и к закону и Евангелию. Те, кто считает, что мы оправданы и по закону, и по Евангелию, сбивают с толку и смешивают небо и землю. Легче смешать огонь и воду, чем сказать, что мы можем заслужить некую меру благодати Божией и все же нам нужна помощь Господа Иисуса Христа. Если учесть, что такое закон и почему он был дан, мы обнаружим, что здесь  нет никаких расхождений с Евангелием, ни с верой, но что есть совершенная гармония между ними. Это возражение, таким образом, легко отвести.  Если мы говорим, что как вера, так и закон исходят от Бога, мы правы, но мы должны осмыслить, почему Бог изначально давал и то и другое.
Вернемся к словам Павла, когда он говорит, что мы можем быть оправданы только верой в Господа Иисуса Христа. Когда он говорит об оправдании, он имеет в виду, что мы считаемся праведными в глазах Бога. Это выражение следует правильно понять, ибо оно имеет дело со всем предметом нашего спасения. Мы будем несчастными существами, если проживем долгую жизнь и, когда кто-то спросит нас о пути спасения, не будем знать, как на это реагировать! Многие глупцы пируют у стола Божия, не зная, как быть приемлемыми для Него. Вот почему мы должны быть еще более внимательны к тому, что Павел говорит нам здесь. Вернемся к словам Павла, когда он говорит, что мы оправданы. Как это? Разве мы уже праведны и невиновны? Нет, но Бог принимает нас. Слово "оправдание" указывает нам на милость, которую Бог дарует нам, когда мы становимся Его детьми, и Он нашим Отцом. Вы можете спросить, почему Священное Писание использует здесь это слово, которое кажется столь неуместным. Мы могли бы также сказать, что Бог любит нас, что Он жалеет нас, что Он хочет быть нашим Отцом и Спасителем - и почему бы не использовать эти выражения, вместо того чтобы говорить об оправдании? Но Писание не говорит нам ничего без серьезной причины.
Если мы проанализируем спасение в самом простом смысле, мы можем сказать, что мы спасены по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Тем не менее это не означает, что просто знание жалкого состояния нашей природы - это лекарство, которое мы можем здесь применить. Для того, чтобы уповать на Господа Иисуса Христа, мы должны признать, что грех Адама, а также наши собственные грехи, привели к тому, что мы полностью потеряны. Мы должны бы уже открыть это для себя. Нам никогда не понять, что наши грехи осуждают нас в глазах Бога, если мы не знаем, что нам нужно изменить в отношениях с Ним. Другими словами, мы не будем знать ничего о Божьей праведности, если мы просто скажем, что мы спасены благодатью и верой. Бог никогда не изменит Самому Себе, ибо Он воплощает суверенное правосудие; Он есть сама чистота и совершенство, и потому Он ненавидит то, что является злом. Тем не менее мы полностью растленны и в нас есть только зло, и это значит, что Бог должен ненавидеть нас. Однако если Он ненавидит нас, горе нам, ибо мы прокляты. Вот почему мы должны быть оправданы прежде чем мы сможем быть угодными Богу. Это означает, что мы должны быть очищены от грехов и прегрешений наших, в противном случае мы никогда не сможем по достоинству оценить милость Божию, как я уже говорил. Если мы признаем, что мы грешники, мы понимаем, что Бог ненавидит грех, и все же, хотя Он ненавидит его, Он, тем не менее обеспечил путь, чтобы спасти нас - прощая наши грехи и очищая нас от них через Кровь Господа Иисуса Христа, Который дает нам это духовное очищение. Бог омывает и очищает нас ею для того, чтобы получить взамен нашу любовь, и потому мы можем быть уверены в нашем спасении. Вот почему Священное Писание говорит об оправдании. 
Паписты могут спорить над значением этого слова, как глупые животные. Что вы, говорят они, как можно оправдаться верой? Вера не делает человека совершенным, как же она может тогда оправдать нас? Они не понимают, что оправдание, о котором говорится в Писании, относится к покрытию Богом наших грехов, как я уже говорил, в силу Его страданий и смерти, которыми Он отменил их во имя Господа Иисуса Христа. Что бы ни говорили другие, написано, что мы признаемся праведными в глазах Бога, когда Он отменяет и милует наши грехи. В самом деле, Павел прямо говорит об этом в послании : "Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел, говоря: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты" (Рим. 4.6-7;. Пс. 32.1). Опять же, в другом месте он говорит: «Ибо не знавшего греха Он сделал грехом за нас (это означает, что Он получил все осуждение в связи с нами за наши грехи), чтобы мы сделались в Нем праведными пред Богом" (2 Кор.5.21). Таким образом, мы, будучи соединены с Его Личностью в Его Теле, признаемся праведными, ибо Его послушание настолько совершенно, что этого было достаточно, чтобы очистить и избавить нас от наших грехов. Мы уже имели дело с этим значением термина «оправдание».
Переходя к слову "вера", Павел говорит здесь, что они верят в Иисуса Христа. Если мы спросим глупца, что он считает верой, он сможет произнести это слово, явно не понимая, что оно означает. Но почему мы должны быть счастливы в таком невежестве? Давайте сначала отметим, что Господь Иисус является объектом нашей веры и доверия. Что такое спасение через веру, если мы верим в Господа Иисуса Христа? Рассмотрим же, почему Он есть Тот, на Кого мы должны возложить всю нашу веру. Это так  просто потому, что мы находим в Нем все, что нужно для нашего оправдания. Мы уже говорили, что мы считаемся праведным в глазах Бога, когда Он простил наши грехи и больше не принимает их во внимание. И как это произойдет, если не Кровью Господа Иисуса Христа, которая была пролита для нашего очищения? Своими страданиями и смертью Он дал удовлетворение за наши грехи и успокоил гнев Божий против нас. Мы не должны стремиться больше к иным средствам умилостивления, кроме Жертвы Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Именно Он назван возлюбленным Сыном Божьим (Мтф.3.17), так что мы можем быть возлюблены в Нем; Он назван Праведником (Ис.53.11), так что мы можем быть освящены в Нем. Именно поэтому мы сосредотачиваемся на Господе Иисусе Христе, когда говорим о вере.
Тем не менее паписты имеют свое мнение по этому вопросу, утверждая то, чего они никогда не понимали и не могут в это поверить. "Как, говорят они, возможно для человека быть оправданным только по вере, если верят и бесы?". Это действительно так, и Иаков использует этот аргумент (Иак.2.20), однако мы видим, что он лишь обличает тех, кто легкомысленно считает, что они христиане и имеют веру, и не могут показать никаких плодов. Но паписты пошли еще дальше, говоря, что вера здесь - это просто вера в Бога, Который создал наш мир и промышляет о нем. Они остаются в своем дремучем невежестве и тем не менее не стесняются называть себя добрыми христианами и католиками. Поэтому мы не должны удивляться, если они, будучи лишены проницательности и интеллекта, борются против доктрины, содержащейся в Священном Писании, или когда они отрицают, с неисправимым упрямством, что человек спасается одной верой. Они даже не знают, что такое вера. Насколько тщательно поэтому мы должны прислушаться к словам Павла здесь, которые говорят нам, что если мы не смотрим на Иисуса Христа, мы не можем знать, что такое вера на самом деле. Без Него мы не можем знать прощения грехов, не можем знать, как приблизиться к Богу, уповать на Него или призывать Его, не будем знать, что такое мир совести или надежда вечной жизни. Все это вне нашей досягаемости, пока мы не знаем Иисуса Христа, не взираем на Него и не полагаемся на Него. Только такая вера приносит благодать: когда мы признаем, что мы жалкие существа, и отвратительны в глазах Бога, ища средство защиты от закона в Господе Иисусе Христе. Мы должны признать, что он предложил Себя за нас, чтобы искупить нас от проклятия, при котором мы жили, и что он омыл нас в Своей Крови. Своим послушанием Он отменил все наши грехи, чтобы мы могли быть уверены, что Бог принимает и принимает нас как своих детей. Именно это мы видим в этих словах.
Заявив, что он, как и все обращенные евреи, был спасены через веру в Господа Иисуса Христа, Павел добавляет следующее: "ибо делами закона, не оправдается никакая плоть". Мы слышали это раньше в применении к данному народу, но здесь он провозглашает его в более общем смысле для всего мира. Когда он говорит, 'никакая плоть », это в первую очередь означает, что нет никакой разницы между иудеями и язычниками, когда речь идет о пути спасения. Хотя евреи были обрезаны, избраны в наследие Божие и освящены Им, тем не менее они не могут иметь никакой надежды на спасение, кроме как и только по чистой благодати Божией. Их статус в этом отношении не выше, чем у остальных.Павел стремится изгнать вообще всякую гордость людей своими достоинствами. Действительно, многие из нас знают о себе, что мы настолько развращены, что не можем приписывать себе любого рода честь и не заслуживаем ничего хорошего из руки Божией. Те, кто пьянствует, развратничает или предается разным видам зла, слишком чувствуют стыд, чтобы возносить себя или хвалиться тем, что они якобы могут убедить Бога спасти их по их достоинствам или добрым делам. На самом деле, они прячутся даже от других людей, потому что они стыдятся своей подлости. Но фанатики, выставляющие свою святость пред людьми,  ожесточаются так, что они обманывают себя, думая, они заслуживают рая - как если бы Бог был в долгу перед ними! Эти ханжи, хотя они крайне развращеным и полны гордыни, жадности, злобы и тому подобных вещей, под любыми предлогами заставляют себя верить, что Бог не видит во всем этом ничего плохого, и даже убеждают себя, что Он примет их, ибо они достойны! Те, кто регулярно посещают мессы и ходят из пивной в часовню, чтобы покупать индульгенции и тому подобное, соблюдают посты и праздники, полны пустой гордыни и считают, что Бог им что-то должен. Говоря "никакая плоть", Павел заявляет, что не имеет никакого смысла отделять себя от других, считая, что мы чем-то лучше. Все мы должны смириться и судить себя, зная, что все наши добродетели, даже самое лучшее, что мы можем сделать - это грязные тряпки в глазах Бога. Ведь даже если человек по нашей оценке праведен, ибо он противостоял всем видам греха и зла и был целомудрен и трезв, то будь он в наших глазах сущим ангелом, он все равно не содержит в себе ничего, кроме растления. Как же это так? Конечно, мы никогда не должны судить по внешнему виду, ибо не все золото, что блестит. Мы не можем судить, что есть грех и что добродетель, не видя изнутри. Ибо если человек не усваивает Богу то, что принадлежит Ему по праву, Он окрадывает и бесчестит не людей, но Бога. Поэтому сколько бы люди ни хвалили и ни благодарили его, он полон гордости и честолюбия, и его не спасет ничто, кроме смиренного прихода к познанию Иисуса Христа.   
Так вот, даже те, кто делает хорошую мину в религии, не могут отвести от себя суд Божий. Таким образом Павел намерен удержать людей от веры в свои достоинства. Но скажем более: когда он говорит "никакая плоть", это относится не только к людям, которые еще не обновлены Духом Святым, но и к верующим. Ибо хотя Дух Божий живет в нас, после того как Он привел нас к познанию Евангелия и привил нас к Телу Господа нашего Иисуса Христа, так что мы живем уже в плоти Слова, по своей природе мы остаемся тем, что мы есть. Таким образом, когда Павел говорит, что делами закона не оправдается никакая плоть, это означает, что неверующие будут осуждены в Адаме и остаются осужденными, верующие же всегда будут несовершенными и имеют множество пятен и пороков, и они никогда не могут превозноситься над другими. Действительно, наше осуждение носит общий характер, ибо любой, кто стремится оправдаться делами закона, всегда найдет себя виновным, даже если это самый святой человек, который когда-либо жил. Возьмем Авраама как пример совершенства, или Давида, который изобиловал всеми добродетелями, или Ноя, Иова и Даниила, которых Иезекииль называет тремя праведниками (Иез.14.14) - все они попадают в ту же категорию, что и все люди, которые могут быть оправданы Богом только по благодати.
Итак, я спрошу вас всех, где мы находимся? Те, кто говорят, что они могут быть оправданы своими достоинствами или делами, как они думают, не дошли ли до дьявольской гордости? Ибо кто из них может сравниться с Давидом, Ноем, Авраамом или Даниилом? Конечно, даже те, кто преуспел в учении Божьем или в истинном рвении, полностью отдающем сеья Богу, убеждены, что они очень далеки от таких людей!     Зная это, таким образом, мы видим, что Святой Дух здесь, обличая тех, кто думает о себе слишком много, убеждает нас, что мы не имеем в себе ни малейшей капли праведности, так что можем искать все, что относится к нашему спасению, только в благодати Господа нашего Иисуса Христа. Теперь мы понимаем, что имеется в виду, когда говорится о том, что не оправдается никакая плоть.  Это как если бы Павел говорил, что, когда речь заходит о нашей природе, мы только зло внутри, несмотря на то что извне это может представляться иначе. Мы можем быть очень хвалимы и уважаемы миром, мы можем быть окружены напрасной лестью, но пока Бог не действует в нас, чтобы изменить нас, мы полны грязи. На самом деле все добродетели, что превозносят люди, являются не чем иным, как пороками, которые лишь губят людей и ввергают их в ад. Ведь даже те, что были возрождены по милости Бога и научились слушаться Его, делая вещи, которые Бог любит и лелеет - даже они не могут принести Богу никаких заслуг, которые Он воспримет как таковые. Они всегда будут у Него в долгу, ибо все добрые дары исходят от Бога, и даже такие люди подвержены растлению грехом и немощью. Таким образом, мы должны быть лишены всякого доверия к нашей собственной праведности. Ибо мы целиком обречены, ио если мы будем искать оправдания по закону, мы сильно обманемся - мы никогда не найдем его.
Теперь мы можем понять вполне четко истину того, что я говорил о Господе Иисусе Христе как убежище для тех, кто убедился в своей духовной нужде. Это означает, что единственная реальная подготовка к вере в Иисуса Христа - это реальное, живое чувство и осознание своих грехов. Вот почему Христос сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... и найдете покой душам вашим »(Мф. 11.28-29). В другом месте Писание ясно говорит, что он был послан "благовествовать нищим, объявить свободу пленным и узникам" (Ис.61.1). Поэтому те, кто находит радость в своих грехах, никогда не придут к Господу Иисусу Христу. Они могут хвастаться тем, что у них есть вера, давая мирским людям повод смеяться над всем святым. Каждый, кто считает себя христианином, сколь бы развращен он ни был, говорит, что верит, как и людой другой. Но если человек говорит так, то это достаточное доказательство того, что у него нет ни капли веры.    Когда истинные верующие говорят: «Я верю», они выражают это в большой немощи, зная, как Бог сжалился над ними на краю гибели. Те, кто громко хвастаются, что у них есть вера - это самые настоящие свиньи, которые ни разу не попробовали ни истинной религии, ни страха Божия. Это слово они только позорят, делая из Бога мертвого идола. Они не могут различать между добром и злом, и часто они достаточно глупы, чтобы погрязнуть в своих грехах, как пьяницы, которые уже не стыдятся своего пьянства. Блудники, клятвопреступники, богохульники - все они могут утверждать, что они имеют веру, но можно быть уверенными, что они не готовы к встрече с Господом Иисусом Христом. Почему?  Потому что они не понимают, что они могут быть оправданы только по благодати. Вспомним, однако, что нам следует четко убедиться, что мы не можем быть оправданы по закону, и для этого мы должны приходить к престолу Божию каждое утро и вечер, зная, что некогда нам предстоит дать Ему отчет за всю свою жизнь. Кроме того, мы должны понимать, что мы могли бы уже тысячу раз попасть в ад, если бы Бог не жалел нас и не спасал в Своей безграничной милости. Именно тогда мы познаем, что мы не можем оправдаться законом, ибо мы подпадаем осуждению по нему всякий раз, когда предстоим пред Богом.  Мы должны иметь такой страх, что не сможем найти покоя, пока Господь Иисус не спасет нас. Посмотрите, таким образом, как хорошо для нас быть обремененными, то есть ненавидеть наши грехи и быть в такой тоске из-за них, чтобы чувствовать смертельную скорбь и искать Бога как Того, Кто единственно может облегчить наше бремя. Мы должны, однако, искать Его, зная, что мы не можем получить спасение, полностью или частично, если то не дано нам как дар. Павел не говорит, что мы можем найти что-то, что нам не хватает, в Иисусе Христе, и добавить остальное сами. Он говорит, что мы не можем считаться праведными через любые наши заслуги или дела, но только через веру. 
Давайте, таким образом, поймем, что нет спасения где бы то ни было, кроме Иисуса Христа, ибо Он есть начало и конец веры, и Он все во всем. Давайте пребывать в смирении, зная, что сами на себя мы навлечем только осуждение, поэтому мы должны искать все, что относится ко спасению, только в свободной и чистой благодати Божией. Мы должны быть в состоянии сказать, что мы спасены через веру. Бог Отец назначил Сына Своего Господа Иисуса Христа, чтобы Он был Автором и Совершителем нашего спасения. Мы должны отвергнуть себя и посвятить себя Ему целиком и полностью, чтобы вся похвала принадлежала Ему.
Теперь давайте падем пред величием нашего великого Бога, признавая свои грехи, и будем просить Его, чтобы Он сделал нас более осведомленными в них, чтобы мы могли ненавидеть их все больше и больше и расти в покаянии, ибо это благодать, которую мы должны развивать в течение всей нашей жизни. Если мы можем так познать Бога, чтобы взращивать в нас Его милость, явленную нам в Господе Иисусе Христе, чтобы мы могли быть полностью приняты в Нем и иметь возможность не только принять это нашими устами, но и оказать полное доверие Ему, и чтобы расти в этой вере, пока мы не придем в наш вечный дом, где мы получим награду свою вместе с благодатью для всех народов.