СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Грег Джонсон
Богословие - Еврейская тематика

 

http://gregscouch.homestead.com/files/otsalvation.htm

Мы должны начать с общей картины спасения в Ветхом Завете. Затем мы рассмотрим несколько мест, в частности в Послании к Римлянам, непосредственно касающихся вопроса о спасении до пришествия Христа. Как только мы это сделаем, популярные еретические ответы, что люди тогда спасались делами или жертвоприношениями животных, должны быть отвергнуты. Мы надеемся дать понять, что в Ветхом Завете гораздо больше благодати, чем обычно думают!

 

1.      История

Конечно, до падения средством «спасения» могло бы быть идеальное послушание закону Божию, но это было еще не совсем спасение, так как не было вины и греха, от которых надлежало спастись. Стандартом прохождения испытания был запретный плод, и Адаму пройти это испытание не удалось.

В некотором смысле этот же стандарт распространяется на все времена. Бог никогда не опустит стандарты ниже тех, которые предполагают безупречность в Его присутствии. Чтобы не опустить уровень совершенства, Он исполнил Свой стандарт для нас в жизни и смерти Иисуса Христа, нашего Заместителя. Через веру мы получили праведность Христа, а Он искупил нашу вину через наказание на Кресте. Бог «соделал Его грехом за нас» (2 Кор.5.21).

 

2.      Спасение в Ветхом Завете

Спасение в Ветхом Завете не рассматривалось прежде всего с той точки зрения, чтобы «отправиться на небеса», но с точки зрения принадлежности к Богу и Его народу. Это касается и Нового Завета, где Небо тоже упоминается, но единство с Христом упоминается более 200 раз только в посланиях Павла.

Мы видим, что эта принадлежность к Богу Завета началась с Авраамом. Бог призвал Авраама из его земли и заключил с ним завет – торжественное обещание или обязательство, пройдя между рассеченными жертвенными животными, и этот акт был клятвой (Быт.15.6-21). В сущности, Бог сказал: «Если Я когда-нибудь покину тебя, Я Сам Себя уничтожу»!

Бог обещал Аврааму, что Он произведет от него великий народ, благословит его и через него благословит все народы земли (Быт.12.1-3). Кроме того, это было обетование самой земле (Быт.15.18-21). В этом контексте Писание говорит: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15.6). Авраам был оправдан по вере! Затем Бог дал ему внешний акт завета – обрезание (Быт.17).

Что наиболее характерно для этих событий, так это то, что Бог совершает все спасение только по благодати. Конечно, Авраам ответил на этот призыв, и приложил усилия, начав вместе со своим народом путь через пустыню в далекую страну. На Бог сделал Свой выбор. Бог дал слово и сделал все обетования. Спасение от Господа.

Авраам поверил Богу, и праведность была вменена ему, хотя он продолжал совершать грехи - сомневался в обетовании сына, совершил прелюбодеяние со служанкой, солгал о своей жене, отдав ее фараону. Хотя вера была дана Аврааму, и ее внешние признаки следует воспринимать очень серьезно, вспомним, что Бог приблизился к Моисею, чтобы убить его, когда Моисею не удалось обрезать своего сына. Но все спасение и здесь было по благодати через веру, и согласно призыву Бога.

 

3.      Закон Моисея

Через несколько веков потомки Авраама, позже названные Израилем, получили на Синае Закон. Заповеди, данные Богом Своему народу, были начаты с Декалога в Исх.20, продолжали даваться на пути через пустыню и были повторены израильтянам прежде чем они вошли в землю обетованную, во Второзаконии.

Этот Закон был дан уже в контексте установленных отношений Завета. Бог начинает: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из Египта ..." (Исх.20.2), а потом выдвигает Свои требования. Бог не дает их никакому другому народу на земле, но семье Авраама, ибо Он их Бог. Весь код Моисеева закона следует понимать в этом контексте отношений завета благодати. Хотя в нем есть благословение за послушание и проклятие за непослушание, мы называем это отеческой дисциплиной, ибо заповеди – это не способ заслужить спасение. Интересно сравнить Евр.12 и обсуждение вопроса о дисциплине с повествованием о святых Ветхого Завета, которые жили верой, в предыдущей главе 11.

Бог установил в домостроительстве Моисеева завета пять различных жертв, в том числе жертву повинности и жертву за грех, а также великую жертву в День искупления. В этих жертвах вина грешника символически передавалась животным, на которых иногда символически возлагали руки, а затем их «наказывали» - убивали или изгоняли (козел отпущения). Эти жертвы были прообразом Христа.

Учитывая связь взаимоотношений и праведности по вере, которая уже была частью Завета, данного Аврааму, я сомневаюсь, что эти жертвы могли приносить прощение в смысле оправдания и делать грешника праведным пред Богом. Я думаю, что они приносили исцеление взаимоотношений с Богом в том же смысле, в котором христиане получают прощение, когда исповедуют свои грехи (1 Иоан.1.9). Эти требования касаются качества нашего общения с Богом, а не установления отношений с Ним.

 

4.      Послание к Римлянам

Павел упоминает в Рим.3, что Ветхий Завет говорит верующим о долготерпении Бога (Рим.3.26). Если, будучи выпускниками, мы не можем найти достаточно высокооплачиваемую работу, чтобы погасить долги за обучение, мы можем по закону (в США – прим. пер.) рассчитывать на отсрочку этих долгов. В Ветхом Завете Бог явил Своему народу долготерпение, прежде чем пришел Христос, чтобы оплатить грех и вину Своих людей. Именно поэтому они могли избежать наказания за грехи тогда, когда Христос еще не умер за них.

Когда Павел представляет в этой же главе учение об оправдании верой, он обращается к Ветхому Завету, говоря, что есть праведность Божия, независимая от Закона, о которой свидетельствуют Закон и пророки (Рим.3.21) – то есть, в принятой тогда терминологии, весь Завет. Павел конкретно подтверждает это учение, ссылаясь на оправдание Авраама верой (Рим.4) и на прощение грехов Давида (Рим.4.7-8, Пс.32).

Павел повторяет этот же аргумент в Гал.3. Верой мы привиты в завет Бога с Авраамом, так что Павел может даже обратиться к новозаветной Церкви как «Израилю Божию».

Это нечто гораздо большее, чем большинство христиан думают о Ветхом Завете. Возможно, они видят в нем множество законов и потому полагают, что спасение совершалось делами. Но читая Нагорную проповедь в контексте отношений Завета, я знаю, что я могу быть с Богом только через веру в Иисуса, ибо я не могу допустить никакого спасения делами ни в Ветхом, ни в Новом Завете.

Это то же самое, что и обетование всего Ветхого Завета, что Бог будет нашим Богом, и мы будем Его народом, и оно повторяется также в Новом Завете, ибо в конце времен и ветхозаветные, и новозаветные верующие будут стоять пред Спасителем, как сказано: "они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откр. 21.3 KJV). Даже обетование земле осуществится, когда рай Божий сойдет на землю (Откр.20.1-2), введя землю навечно в завет с Богом. Поэтому Иисус сказал, что кроткие наследуют землю, или, как это можно еще перевести, страну (Мтф.5.5).

Перевод (с) ЕРЦ Путь, Истина и Жизнь