Национальная Конференция 2004: Портрет Бога. Вчера, Сегодня, Завтра: Неизменность Бога. Р.Ч. Спрол
Богословие - Апологетика

 

 

Во Вторник вечером, когда Дж. Мак - Артур начал свое выступление, он извинился за то, что, хотя он и известен своими Экспозиционными проповедями, в этот вечер, он будет проповедовать тематически, поскольку это учебная конференция. И выступающим были назначены темы, а не тексты.

Ну а моя тема этим утром касается неизменности Бога. И в качестве вступления я хочу сказать, что в Писании есть буквально сотни мест, которые можно использовать для того, чтобы исследовать неизменность Бога. Но я избрал такой, который на первый взгляд, может показаться не имеющим ничего общего с неизменностью Бога. Но с Божьей помощью, я надеюсь, что смогу в определенный момент показать его значимость и применимость к данной теме.

Еще одно слово вступления перед тем, как я прочту этот текст. Одна из тех вещей, которую я помню о моем выпуске из старшей школы, была связана с выпускной церемонией, на которой должен был выступать с речью самый лучший ученик. И я помню это особо живо, потому что я не выступил. Я немного не успел. Не успел, потому что я был 156 в списке выпускников. Ну, если бы у нас в группе было 10000 человек это не было бы так плохо, но у нас было всего 157 человек. Так что мне нечем было гордиться.

Переводчики и издатели Новой версии Библии короля Иакова добавили для нашего удобства заголовки глав и частей в главах, относящихся к различным отрывкам. И мне интересно, что в окончании второго послания к Тимофею апостола Павла добавлено заглавие: "Прощальная речь Павла". То есть переводчики увидели в последней части письма к Тимофею речь лучшего ученика перед выпуском. И мы расцениваем лучшего ученика, как самого успешного и выдающегося в своем классе. И если к кому и подходит звание лучшего среди святых, так это апостолу Павлу. Так что я хочу обратить ваше внимание на выпускную речь апостола Павла.

2 Послание к Тимофею, глава 4, стихи 6-18:

"Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!

 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь."

Имеющие уши для Слова Бога, да услышат.

 Теперь давайте обратим наше внимание на тот последний атрибут, который мы будем рассматривать. На Учение о Неизменности Бога. Этот атрибут выражен в отрицательном смысле, и значит, что Бог не подвержен изменениям, переменам. Он есть тот, кто Он есть всегда и вовеки веков.

 И сначала я хочу сказать, что неизменность не обозначает. Она не означает неподвижность. Она не значит, что Бог статичен, что Он парализован, что Он вечно в состоянии инерции. Он не такой, как бог у Аристотеля, подобный королю Англии, который царит, но не правит. Для Аристотеля бог - неподвижный движитель, вечно инертный. Мы, Библейские Христиане, вовсе не это имеем в виду, когда говорим о Боге Христиан, наш Бог действует, двигается, мы говорим о Боге, который "носился над водою", двигался с Израилем, двигался с народами, Он не парализован Своей неизменностью.

 Но что же мы понимаем под Его неизменностью? Я хочу сделать несколько заметок по этому поводу:

1. Неизменность относится к Божественной неизменной сущности.

Эволюционная философия говорит, что все в сотворенном мире подвержено изменению. И на деле наше нынешнее существование объясняется эволюционистами и светскими людьми в терминах мутаций (изменений). Но у Бога нет мутаций. Как мы это уже разбирали в другой день, Бог чистое, абсолютное существо, в нем нет становления, преобразования, Он чистая актуальность, в нем нет потенциальных возможностей, которым еще предстоит развиться в будущем. Его сущность никогда не изменяется. Мы можем подумать, что это довольно элементарный принцип для Христиан. Но если вы включите Христианское телевидение и посмотрите несколько часов, то, я вам могу гарантировать, вы увидите, как кто-то учит о Боге, что та самая сущность Бога, Его бытие, - подвергается изменению.

Мне рассказали один случай, о докторе Герстнере, что он, на одной из конференций, когда люди начали петь популярный, хорошо известный гимн, вскочил, призвал всех к тишине и сказал: "Подождите, подождите, подождите, вы не можете это петь!!!" И он указал на радикальные слова гимна. Р. Годфри рассказал нам о красоте пения псалмов, потому что в Псалтыре мы имеем не извращенное Слово Бога. И хотя мы любим великие церковные гимны, но они были написаны людьми без водительства Святого Духа, и у нас нет гарантии, что они свободны от ошибок. И иногда мы находим большие ошибки и даже ереси в наших гимнах, так что мы должны быть осторожны в том, что поем, когда славим Бога.

И я рассказал вам эту историю, которую сам узнал пару дней назад, потому что она сильно коснулась меня, и я был очень близок во Вторник вечером, когда мы пели, к тому, чтобы встать и сказать: "Подождите минуту!!!". Я не хочу оскорблять автора этого гимна, предлагая ему изменить слова, но поскольку мистер Уэсли наслаждается состоянием блаженства на небесах, то некоторые претензии с моей стороны его нисколько не побеспокоят.

В припеве есть такие слова:

"О удивительна любовь, как может она быть?

Что должен ты, мой Бог, смерть за меня испить."

Ну конечно же это удивительно. Об этом просто невозможно размышлять. Смерть Бога. Дамы и господа, Бог не умер на кресте! Бог не может умереть! И чтобы оправдать использование таких слов в гимне, мне нужно сказать, что все, что может быть приписано к одной природе Христа, к божественной природе, к человеческой природе, может быть применено к описанию личности. И уж конечно, тот, которого мы воспринимаем, как воплощенного Бога, Богочеловека, умер на кресте. Но Он умер только в своей человеческой природе, а не в своей божественной природе.

Подумайте об этом хоть на мгновение! Что бы произошло в тот день в Иерусалиме, если бы Бог умер! Ну если бы Бог умер, то умер бы и Иисус, Пилат бы умер, Каифа бы умер, Мария, смотря на это, умерла бы. Иоанн бы умер, ученики бы умерли. Не только все в Иерусалиме, но и все люди в мире умерли бы. Это бы заставило выглядеть нападение на башни близнецы детской шалостью. Если бы Бог умер в этот момент, не только бы все люди в мире умерли, но и сам крест бы исчез в небытие, и Голгофа, где он стоял, испарилась бы. Иерусалим бы исчез вместе со всем остальным миром, и Луна, и звезды, и все планеты. Потому что все, что есть во вселенной живет, и движется, и существует в сущности Бога. И если Божье существование прекратиться - все прекратиться.

Так что когда мы будем петь эту песню, я предлагаю сделать всего лишь одно маленькое изменение:

"О удивительна любовь, как может она быть?

Что должен ты, Господь, смерть за меня испить." 

Тогда мы сможем избежать Теопасианства, Патрипассианства и всех прочих губительных ересей, о которых здесь говорится.

Вот что еще меня беспокоит в этой песне:

"Тайна тайн нас поражает - Бессмертный умирает."

Если бессмертный умирает, то его уже нельзя назвать бессмертным. Поскольку бессмертие обозначает неспособность умереть. Но нет, смертный человек, Адам - Новый Адам, человеческая природа умирает. И я понимаю, что некоторые из вас, особенно Лютеране, думают, что слышат Несторианскую ересь, разделяющую человеческую природу с божественной. Но я этого не делаю, мы никогда не должны этого делать. Но мы должны различать между человеческой и божественной природами. Когда наш Господь плакал, это не были божественные слезы, это были человеческие слезы. Когда Он хотел есть и пить, Он был воплощенным Богом, но это было проявлением Его человеческой природы, а не божественной.

Но как эти две природы соотносились при Его смерти? Что же, божественная природа Христа, продолжала быть воплощенной, когда Иисус умер. До смерти, Логос был совершенным образом соединен с живущим, дышащим человеком, мужчиной, и когда этот живущий, дышащий, человек умер, Логос все еще был совершенно соединен с ним. С той лишь разницей, что Логос теперь совершенно соединен с мертвым человеком. Но бытие, сущность Логоса, не изменилась! И это меня волнует, поскольку в противном случае это было бы самое великое изменение, какое только можно представить - смерть божественной природы.

А где еще можно это увидеть? Одна из самых жутких ересей 19 века называется кенотической ересью. Основанной на том гимне, который Павел использовал в послании к Филиппийцам во второй главе стихи 5-11:

"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца."

Ну а либералы 19 века говорили, что то, что произошло при воплощении, так это, что Бог отложил свои божественные атрибуты, или все, или часть, и стал человеком, что Он перестал быть Богом, Он уничижил [букв. опустошил, прим. пер.] Себя от Своей божественности. Вы понимаете это? И вот что постоянно говорят некоторые Христианские телеведущие: "Бог отложил Свое всезнание, отложил Свое всемогущество, отложил этот атрибут, или тот атрибут во время воплощения, потому что Он уничижил Себя." Великий теолог Ворфилд сказал: "Здесь происходит действительный кеносис, но только в опустошении мозгов тех теологов, которые поддерживают эту идею."

Бог ничего не убавил от Своих атрибутов, когда принял на себя человеческую природу. В Боге ничего не изменяется. Мы говорим об этом сторонникам Открытого теизма, сторонникам Промежуточных знаний. Вы знаете, о чем я говорю. Это когда люди начинают говорить о том, что Бог решил ограничить Свое знание. Это вроде самоограничения, когда Бог решает перестать быть Богом, когда Бог решает измениться в Своих знаниях!?! Вот зачем нам нужно изучать Доктрины о Боге, чтобы мы не начали думать таким образом.

Так что неизменность относиться к постоянной, вечной, всегда продолжающейся, неизменной природе Самого Бога.

2. Что еще не изменяется, - это Его характер.

И это, наверное, одна из самых утешительных вещей о Его неизменности. И в то же самое время, с другой стороны, одна из самых беспокоящих вещей. И поскольку это приносит и покой и беспокойство для нас, я хочу оставить это на несколько мгновений, и вернуться к этому позже. И просто двинуться к тому, что еще в Нем не изменяется - Он не меняет своего решения.

Давайте поразмыслим об этом. Ну, конечно же, вы можете сказать, что у нас есть Библия. И хотя теологи могут представлять различные взгляды на Бога, но мы должны составлять наше мнение о Боге на основании Библии. И мы видим в Ветхом Завете, что Бог дает правила о питании Израильтянам, что они не могут, есть "нечистую" пищу, и затем мы открываем Новый Завет и неожиданно Бог открывает Петру, что то, что было "нечисто", теперь "чисто". И Бог меняет правила. Он отменяет некоторые аспекты своего закона. Это довольно трудный вопрос для теологов, так что мы, теологи, прибегаем к нашему праву делать различия.

Так что мы делаем различие между естественным законом Бога и Его специальным законом (законом для специальной цели). Пожалуйста, не путайте это с тем, что мы называем Теорией Естественного Закона. Когда мы говорим о Естественном законе Бога, мы говорим о тех законах, которые Бог дает, основываясь на Своей неизменной природе (естестве, сущности). И эти законы, если их отменить, нарушат саму природу Бога. Когда Бог в Ветхом Завете запрещает идолопоклонство, то не может быть таких обстоятельств в искупительной истории человечества, когда Бог чистой святости может позволить идолопоклонство. Потому что Он, в таком случае, действовал бы против Своей вечной и неизменной природы. В то время как законы о еде относятся к Его исторической программе, для откровения о цели искупления, и в свое время они были полезны для ограничения употребления некоторых вещей, но позже, когда Его славный труд искупления открылся, Он убрал эти законы. И едим ли мы свинину или нет, не имеет никакого отношения к Его вечному и неизменному характеру или природе Бога. Вы видите разницу.

И что еще хуже. Мы читаем в Библии, где Бог говорит, что Он собирается сделать что-либо. И люди умоляют Его, чтобы Он не делал этого. Авраам вступался за других, и Моисей тоже. И потом мы читаем, что Бог передумал, отказался что-то делать, даже раскаивается, что сделал людей. Разве Библия не говорит об этом? Разве сторонники Открытого Теизма не говорят нам постоянно, что Бог изменят решения? И что нам с этим делать? Вырезать эти отрывки из Писания? Или мы лучше посмотрим, что Писание нам говорит делать с такими отрывками?

Снова, снова и снова Библия описывает Бога используя человеческие термины. А почему? Потому что у нас других нет. И поэтому она говорит о правой руке Бога, в отношении к Его силе, она говорит, что Бог владеет скотом на тысяче холмов. Но мы же знаем, что это метафорический язык! Разве нет? Это же очевидно. Мы знаем, что Библия не пытается сказать нам, что Бог это некий трансендентный, небесный, космический ковбой, у которого есть ферма со скотом, и время от времени Ему необходимо спускаться к загону, и перестреливаться с Дьяволом, который был налетчиком с самого начала! Нет, то, что Бог владеет скотом на тысяче холмов, - это человеческий способ описать Его огромное богатство, способ показать, что наш Творец владелец всего.

И этот язык совершенно пригоден, чтобы описать деятельность Бога среди нас. Но когда Библия использует человеческий язык, чтобы описать Бога, особенно в исторической части, то учительная часть дает нам корректировку, не для того, чтобы исправить ошибку, но корректировку, чтобы определить смысл, значение текста, чтобы мы не впали в серьезные проблемы. И хотя Библия и говорит, что Бог смягчается, или даже раскаивается. Но, помните! Помните! Что Он не человек, чтобы раскаиваться! Вот о чем сторонники Открытого Теизма забывают. Библия сама нас предупреждает, чтобы мы не налегали на этот человеческий, метафорический язык о Боге.

Ну а давайте подумаем о том, что Бог может передумать. Люди спрашивают меня, например. Может ли молитва что-то изменить? И задавать такой вопрос, это значит ответить на него. Как может молитва изменить замысел Бога? Я не только занимаюсь проповедью и обучением, но и вхожу в совет директоров большой организации. И как все члены совета, я ответственен за управление ресурсами. Поскольку мы все знаем, что деньги, потраченные здесь, это потерянная возможность там. И мы призваны быть хорошими управляющими и принимать мудрые решения относительно оборудования, персонала, финансов, всего того, что является частью наших ресурсов. И как менеджер, что я постоянно спрашиваю у моих служащих? Информацию!!! Я не хочу принимать решения без данных.

И чем больше данных вы имеете, если это верные данные и важные, тем легче находятся решения. И как управляющие мы должны исследовать данные, поскольку мы склонны делать ошибки. Даже и не знаю сколько раз я приходил с каким ни будь предложением и меня спрашивали, рассмотрел ли я вот эту возможность или вот ту. И рассмотрев дополнительные данные мне приходилось изменять планы. Вот так мы все действуем. Разве нет?

Самые лучшие тренеры в футболе разрабатывают планы игры, и если они не срабатывают, то тренеры вносят изменения и переходят от одного плана к другому. Но у Бога нет другого плана. Вот подумайте, могу ли я спросить Бога, рассмотрел ли он вот эту возможность или вот ту? Могу ли я дать Ему какую-либо информацию, которой Он не знает?!? И может ли быть что-либо полезного в моей молитве для Бога? Научу ли я Его чему-нибудь? Есть ли здесь кто-нибудь, кто так думает? Он знает все! Для Него нет новой информации.

А может быть Он все знает, но Его намерения не очень? Как-то не этично, что-то? И мы в своих молитвах убеждаем Его это не делать! Хоть кто-нибудь осмелиться встать перед всемогущим Богом и сказать, что предупреждал, что это плохая идея?

Если вы спросите меня, изменяет ли молитва что-нибудь, я скажу да. Когда Бог использует молитвы, как вторичные средства, чтобы совершить, что Он задумал. Он не только приглашает нас молиться, но и приказывает. "Много может усиленная молитва праведного" (Иак 5:16). Молитва многое может, но она не изменяет план Бога. Он никогда не изменял своего плана с основания мира. Так что давайте не будем думать о Боге, как будто Ему нужно переходить от одного плана к другому, и постоянно что-то корректировать из-за наших предупреждений.

И еще, я упомянул, что знание о неизменности Бога это и благословение и причина для беспокойства для нас. В свое время мы касались проповеди Эдвардса "Грешники в руках разгневанного Бога", и нам было трудно воспринять идею, что Бог, - это Бог гнева. И мы в какой-то степени приглушили учение о гневе Бога в жизни Церкви в наши дни. Но мы приглушили не только эту идею. Есть идея, которая как-будто исчезла из наших проповедей. Это центр Библейского откровения о состоянии человека. Когда Библия говорит, что мы грешники, что мы падшие и испорченные, в сердце нашей испорченности, в самой ее сердцевине лежит природная вражда и злоба к истинному Богу. И Эдвардс очень часто в своих проповедях обращался к вопросу, а почему мы враги Бога? Почему по природе, падшие существа ненавидят Бога, который настолько восхитителен? Почему бы творению ненавидеть Бога, который дал ему, все что у него есть, в котором творение живет и движется и существует? Бога, который дал ему саму жизнь! Как вообще возможно ненавидеть того, кто все это делает?

Что же, Эдвардс, размышляя об этом, говорит, что есть, в основном, 4 вещи о Боге, которые человек просто не может вынести. Первое, что человек ненавидит в Боге, и мы уже рассмотрели этот вопрос, - то что Он свят, а мы нет. И если есть что-нибудь, что нечестивые люди ненавидят всем сердцем, то это чистая святость.

Вспомните себя в школе или колледже, когда вы сдавали очень трудный тест, и вы не очень хорошо отвечали, и вы, получив обратно тест, увидели, что ответили на 65%, а ваш сосед на 70%, а кто-то получил 54%, и все, у кого вы посмотрели тоже были не очень успешны. Так что у вас зарождается надежда, что учитель будет ставить оценки по кривой [худший результат принимается за неуд., а лучший за отл., прим. пер.]. Но тут учитель встает и говорит, что из 30 человек в классе 29 получили 71% и меньше, но Вирджиния Джонсон получила 98% за тест. И поздравляет ее, потому что она является убедительным доказательством, что тест не был слишком тяжелым или нечестным. Так что же, весь остальной класс встанет и будет ей аплодировать?!? Ну, уж нет! Они возненавидят ее! Потому что она сломала кривую.

А кто ненавидел Иисуса больше всех? Как не те, которые воспринимались как образцы добродетели, как стандарт праведности в своем обществе. Но они были не настоящие, поддельные. Но никто этого не видел, пока не явилась настоящая праведность. И когда действительный стандарт праведности встал среди них, они скрежетали зубами, они не могли этого вынести, они должны были что-то сделать с Ним. Потому что по природе, мы ненавидим святость Бога.

А что еще мы ненавидим? Эдвардс говорил, что, во-вторых, мы ненавидим всезнание Бога. А почему? Что же, если Бог свят, а я нет, то может быть у меня получиться это обойти, если я смогу спрятать мое не святое поведение в таких темных местах, где Бог меня никогда не поймает? Как Адам и Ева, я буду прятаться в кустах, потому что я не хочу, чтобы Бог смотрел на меня, я хочу, чтобы Он меня не заметил. Жан - Поль Сартр использовал вот такой образ. Он сказал, что Бог - это космический подсматриватель, смотрящий на людей через замочную скважину с неба, и мы всегда находимся под Его испытующим взглядом. И Сартр сказал, что если мы всегда и всюду находимся под взглядом этого сверхъестественного существа, то мы становимся только объектами, а не субъектами, а быть человеком, это быть свободным, действующим субъектом; и ничто так не унижает истинную человечность, как идея всезнающего Бога. Так что он сказал, что мы, чтобы быть настоящими людьми, должны отвергнуть существование Бога.

Голландский философ, Лайбен, ответил на то, что Сартр сказал, что мы, чтобы быть свободными, должны избавиться от Бога, и значит, это наше желание свободы заставляет нас отрицать Бога. Вовсе нет, сказал Лайбен, это мораль Сартра делает необходимым отрицание Бога. Поскольку Сартр знал, что если святой, всезнающий Бог смотрит на него с неба и записывает все проступки Сартра, то список будет настолько длинным, что Сартру никогда не захочется иметь с ним дело. Так что мы ненавидим Его, поскольку Он знает все, что мы делаем. Он знает слово, прежде чем оно слетит с губ. Мы знаем, что можем скрыться от людей, но не можем скрыться от Него.

Третье, что мы ненавидим о Боге, говорил Эдвардс, - это Его всемогущество. Поскольку Он не только святой и всезнающий, но и сильнее нас, мы не можем победить Его, поскольку Он всемогущий. У Него вся сила. Когда цари земли замышляют замыслы против Него, Он просто смеется. Они бессильны против Него. Так что у нас есть святой, всезнающий, всемогущий Судья, перед которым мы в ответе. И мы ненавидим все эти три атрибута.

Но Эдвардс сказал, что есть еще одна вещь о Боге, которую мы действительно презираем. И что это? Его неизменность. И я помню, когда я впервые прочитал это у Эдвардса. Я был согласен с первыми тремя причинами, я уже сам до этого дошел. И здесь Эдвардс спрашивает, о том, что читатель возможно будет удивлен, почему он включил в этот список неизменность. И я действительно был удивлен. Но Эдвардс писал, что это самое плохое для нас [как грешников], что мы можем встретить в Боге.

Пусть Бог свят, всегда был свят, но может быть Он споткнется, может быть, как у Шекспировского героя у него найдется какой-нибудь фатальный недостаток, может быть Он как царь Иосия, правивший 52 года, и бывший одним из величайших царей Израиля, который, состарившись, согрешил против Бога, присвоив себе права Священника, за что был поражен проказой? Может быть Бог, когда-нибудь перестанет быть святым? Может быть когда-нибудь Он будет судить нас по кривой, а не по Своей святости? Эдвардс говорит, что для этого нет никакой надежды, потому что Бог постоянно, вечно, неизменно свят.

Ну а касательно всезнания. Мы ведь видим людей в нашем мире, которые просто гениальны, но когда они стареют, они начинают забывать вещи, у них случаются провалы в памяти. И Бог назван "Ветхим Днями", Он старее всех. Не может ли Он забыть часть этих всезнаний обо мне? Этого точно можно не опасаться. Когда Бог прощает наши грехи, это не значит, что у него случился провал в памяти. Это значит, что Он уже не будет судить за них. Но Бог вечно будет знать все грехи, которые я когда-либо совершил, и каждый грех, который вы когда-либо совершили. И нет абсолютно никакой надежды, что Он перестанет быть всезнающим.

Ну а когда мы стареем, мы теряем былую силу. И риторический вопрос, который Бог задал Моисею был: "Разве рука Господня коротка?" [KJV, "стала короче?", прим. пер.], и если перефразировать: Разве руки у меня коротки, Моисей, чтобы сделать, то, что я хочу? Можем ли мы надеяться, что чем старше Бог, тем Он слабее? И чем Он слабее, тем меньше нам нужно бояться Его гнева и суда? Эдвардс говорит - нет! Его святость - неизменная святость, Его всезнание - неизменное всезнание, и Его всемогущество от века и до века, - вечно. И это ужасающая новость для не раскаявшегося грешника, но самая благая весть для искупленных Богом.

 Что может быть для нас хуже, чем если Бог перестанет быть святым? Если Бог неожиданно сойдет с ума, потеряет память, забудет обещания, которые Он дал нашему отцу Аврааму и Церкви всех веков. Может ли быть большая беда, если Господь Бог всемогущий станет Господом Богом бессильным?

Неизменность Бога это твердая опора для наших душ и якорь для нашей веры.

Итак, вернемся к тексту. Почему я избрал его? Чтобы подслушать апостола Павла, в конце его служения, в конце его жизни, когда он пишет своему возлюбленному ученику Тимофею, что он гниет в тюрьме, готов уйти, что готов стать жертвой возлияния, но это ничего страшного, потому что он подвизался добрым подвигом, совершил течение, сохранил веру, и готов быть жертвоприношением, но он просит принести ему его плащ и книги, желательно до зимы. И в своей окончательной речи, он пишет, что, с человеческой точки зрения, ему одиноко, и плохо, поскольку его сотрудники, соработники по служению, соратники - ушли.

Всякий, кто воевал знает, что всякий бой открывает неожиданные вещи о соратниках. Всякий теолог, вовлеченный в спор, знает, что споры преподносят сюрпризы. Люди, которых вы встречаете, люди, в которых вы были уверены, пока не начали свистеть пули, бегут. А тот, о котором вы думали, что он слабак, бросается телом на гранату. Разве это не жизненно? Разве это не правда? Жизнь полна сюрпризов, мы удивлены тем, кто остается, и кто бежит. Павел не ожидал, что Димас сбежит. Посмотрите в других местах Нового Завета, и вы увидите, что он был близким сотрудником Павла. "Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век". Он ушел. Кресент ушел, Тит ушел, только Лука остался. И он просит привести Марка, того самого, которого он выгнал. Говорит беречься Александа, желая, чтобы Бог воздал ему по делам его. Он упоминает, что при его первой защите в суде, никого с ним не было. Что все забыли его. Совсем как Иисуса. "Да не вменится им!"

Но! Вот где проявляется неизменность Бога. Но "Господь же предстал мне и укрепил меня". Друзья ушли, сотрудники разбежались, но Иисус предстал в час нужды, потому что Он тот же вчера, сегодня и во веки веков. Вот почему неизменность

Бога дает нам надежду и утешение в самых темных подземельях этого мира. Вот почему Он - могучая крепость. И даже одним Его малым словом мы можем поразить врага, который нападает на нас беспрестанно, потому что Его слово, как и Он сам, должно сохраняться вместе с Его царством во веки. Мы будем петь об этом. Я не очень люблю повторения в песнях, но я люблю их в хоре Аллилуя [Генделя]. Поскольку это выражает неизменность Бога. И может продолжаться, как в гимне во веки, и веки, и веки, и веки. И единственно правильный ответ Христианина на это вечное царствование Царя царей - Аллилуйя.

Давайте помолимся. Отче, мы изменяемся, но Ты неизменен. Мы бежим, но Ты стоишь в проломе. Мы грешим, но Ты остаешься святым. Мы забываем, но Ты ничего не забываешь. Мы слабеем, но Ты никогда не теряешь сил. Мы благодарны Тебе за это. Во имя Иисуса. Аминь.

www.ligonier.org