Можно ли потерять спасение? Виктор Рягузов
Богословие - Проповеди

 

Опубликовать

 http://www.ryagusov.ru/img/rzv.png

Можно ли потерять спасение?

Четвертая крайность: спасение может многократно утрачиваться и возобновляться.

Суть этого взгляда в следующем: человек, обладая свободной волей, может сопротивляться Божьей благодати. Причем это сопротивление может проявиться как в изначальном отвержении призыва Божьего, так и в отречении от благодати и после пережитого спасения. Таким образом,  спасение, хотя оно инициируется Богом, есть незавершенное дело, и человеку дано право определять свою вечную судьбу. Если Бог однократно может изменить Свое отношение к человеку, аннулировав его спасение, то почему Он не может изменить Свое решение и дать спасение вновь?

Для подтверждения возможности погибели детей         Божьих приводятся примеры  отпадения от веры Иуды Искариота, Симона волхва, Димаса, Имения, Филита, Александра и пр. а так же тексты, предупреждающие о возможности отступничества и наказании за отступничество. (См. обращение к церквам книги Откровения, послание к Евр. 3,12; 4,1; 6,4-8; 10,26-29)

Учение о неоднократной утрате и возобновлении спасения просто для понимания и соответствует идее справедливого воздания по заслугам – «что посеешь, то и пожнешь». Оно выводит Бога из обвиняемых в обвинители, ибо Он все сделал для спасения людей, но они не захотели этот дар спасения принять или сохранить.

Такая точка зрения имеет приверженцев как среди простых верующих, так и среди богословов. Однако, несмотря на кажущуюся ясность, она имеет свои слабые стороны.

Во-первых, если спасение может утрачиваться и возобновляться, то возрождение свыше должно свершаться многократно

Возрождение отличает христианство от всех других религий. Религии проповедуют смену курса или в лучшем случае реформацию. Они утверждают: человек  идет опасным путем,  в направлении ада, и все, что нужно ему сделать, это развернуться на 180 градусов и пойти в правильном направлении. То же самое происходит, если спасение понимается как реформирование. Человек низко пал, утратил невинность, приобрел плохие привычки  и все, что нужно ему сделать, это раскаяться в грехах и начать все сначала. Ему вручают кодекс строителя благочестия и говорят: а теперь старайся жить по  этим правилам.

Однако основная проблема человека не в утрате верного курса и не в приобретении скверных привычек, а в отсутствии в нем духовной жизни. Человек может быть очень религиозен, как Никодим, может принять крещение,  как Симон волхв, может быть обучен христианскому служению, как Иуда,  однако оставаться живым мертвецом.  И никакие инструкции по смене курса или преодолению вредных привычек не сообщат ему духовную жизнь. Он, сущий от земли, земной и есть. «Нужно родиться свыше» – сказал Христос.

Способен ли человек возродить сам себя? Есть ли  у него ресурсы для этого? Очевидно, что нет. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день, - учил Христос (Иоан.6:44).

Об этот камень спотыкается так называемая «свободная воля». Библия нигде не говорит о свободной воле человека.  Если все в человеке грех, если он раб греха и дьявола, то  может ли быть у него столь великое благо, как свободная воля? И что это за свободная воля, если, благодаря ей,  еще никто не захотел придти к Богу? Если спасенному человеку при помощи благодати трудно распинать свои страсти и жить по воле Божьей, как может подобное свершить грешная «свободная» воля?

Я слышал объяснение, что в момент Божьего посещения воля человека становиться в нейтральное положение и колеблется между Божьим призывом и сатанинским влиянием, и от того, какой выбор сделает в этот момент воля, будет зависеть спасение или гибель души. Однако разве воля  действует в одиночку? Она действует совместно с разумом и чувствами. Неужели на тот момент греховные  разум чувства очищаются так, что становятся способными избрать или отвергнуть Бога? Разве порочность не являются   неотъемлимым свойством человека, как пятна у барса и темная кожа у эфиопа?

Несомненно, воля в человеке есть. Однако эта воля прислуживает прихотям человека и управляется дьяволом (Ефес. 2,1). И все призывные тексты Писания о послушании заповедям  Бога (например, Втор. 30,19) доказывают не свободу воли, а ее рабство. Собственно, цель закона, с его чудесными заповедями о любви к Богу и ближним заключалась не в том, чтобы невозрожденный человек поупражнял свою свободную волю в добродетели, а чтобы узнал, что он плотян и продан греху (Рим. 7,14) и чтобы возопил:Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?(Рим.7:24).

Библия свидетельствует, что суть спасения в возрождении, а возрождение происходит не от хотения человека, но от хотения Бога! (Иоанн.1,13; Иак. 1,18) Бог наделяет человека новой природой, которая согласно 1 посланию Иоанна любит Христа и верует в Его человечность и божественность, побеждает мир, хранит себя от лукавого, не может предаваться изо дня в день греху, стремится к общению верующих. При этом Бог влияет на душу таким образом, что она добровольно покоряется евангелию и преображается Святым Духом в новое творение.

Возрождение уникальный феномен. Ему нет аналогов во Вселенной. Сперджен выразительно подчеркивает это:  Быть рожденным – больше, чем быть сотворенным; для этого требуется более личное участие Бога, рожденный Богом намного ближе к Богу, чем сотворенный Им. Христос, будучи единородным Сыном Отца, превосходит все сотворенное, так и мы, будучи рождены от Бога, превосходим даже первое, непорочное творение.

Вот почему  мы не находим подтверждения в Писании, что возрождение может свершаться многократно в одном и том же человеке. Если возрождение возобновляется, то должна возобновляться уникальная Божья работа, должно возобновляться крещение, так как оно является свидетельством  возрождения человека. Однако Апостол недвусмысленно заявляет: крещение одно! (Еф. 4,5) Новое рождение происходит всего лишь один раз. Один раз имя человека вписывается в книгу жизни, один раз он запечатлевается Духом Святым.

В это «раз и навсегда» верил наши отцы и вдохновенно пели о нем:

Сняв с нас закона порабощенье, Кровь Христос пролил, вот в чем прощенье; Мучен, истерзан, в язвах Он был, Раз навсегда нас искупил.

Раз навсегда! О, грешник, внемли! Раз навсегда! О, грешник, хвали! Сняв с нас греховное бремя и нас Раз навсегда Спаситель спас.

Свободны мы – нам нет осужденья: Он приготовил наше спасенье, «Ко Мне придите! – голос Христа. – Вы спасены раз навсегда!»

Божии дети! Вот наша слава! Честь же Христу, хвала и держава! К жизни от смерти мы перешли, Раз навсегда покой нашли.

( Песнь возрождения 330 )

Во-вторых, если спасение может многократно теряться и возобновляться, то должно быть многократным крещение Духом

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:13). Однако данный текст говорит о законченном, однократном и неповторимом переживании. Ведь сутью крещения Святым Духом является соделанье верующего членом Тела Христова. Если человек то теряет спасение, то возобновляет его, это означает многократные ампутацию и приращение члена к телу Христову, что свидетельствовало бы о неспособности Господа сберечь Свое Тело от увечий. Однако из первосвященнической молитвы Иисуса следует, что Христос обладает способностью хранить Своих в мире зла. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Иоан.17:12). О способности Бога сохранить спасенных  пишут и апостолы: 1Пет.1,5; Иуда 24; Рим.11,5; 2 Фес 3,3; 2 Тим.1,12; 4,18.

В-третьих, если спасение теряется и возобновляется, то это означало бы многократное изменение предвечного Божьего плана.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил(Рим.8:29,30). Как видим, спасение начинается с решения Бога, а не человека: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил. Бог безошибочен в Своих решениях! Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18), и если Он предопределил чему-то быть, оно непременно будет! Предопределение выражает себя в последовательных действиях: призвании, оправдании и прославлении. Причем глагол «прославил» стоит в прошедшем времени, как будто  дело спасения для Бога уже завершено. И еще одно интересное наблюдение:  предопределение произошло еще до создания мира (Еф. 1,4) и связанные с ним призвание, оправдание и прославление носят не корпоративный, а личный характер, что подчеркивается указательными местоимениями: «тем» и «тех».  Божье знание не является знанием обо всем и по многу, оно абсолютное и совершенное знание всего, что было, есть, и  будет. Многие исследователи Писания не без оснований отмечали, что в вышеупомянутом тексте число предузнанных, равно числу призванных и прославленных. Таким образом, никто не теряется по дороге в вечность. И как может быть иначе, если Господь есть альфа и омега нашего спасения?

Отрицать эту очевидную истину, значит исповедовать либеральное «богословие процесса», согласно которому Бог не все знает о свободном выборе человека и реагирует на действия человека, исходя из слагающейся ситуации, а не из Своих предвечных планов.

Мы должны избрать одно из двух: либо спасение не теряется, либо теряется безвозвратно, но предполагать его многократную утрату  и  возобновление нет никаких библейских оснований.

Изначально в нашем братстве господствовала первая точка зрения. В 1876 году В. Г. Павлов, отец русского баптизма, перевел Гамбургское исповедание баптистов с немецкого языка на русский для наставления закавказских общин ЕХБ. В этом документе говорилось: Те лица из погибшего рода человеческого, которые в течение времени усвоят искупление, избраны… Отцом Небесным; имена их будут написаны на небесах, а сами они преданы в руки Искупителя как Его народ, как овцы Его стада, за которых Он положил Свою жизнь; как Его наследие, как приобретение Его смертельного борения и как Его невеста. Искупленным дарована жизнь вечная во Христе Иисусе и в то же время предопределены все средства, которые должны привести к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству. Такое определение Божие неизменно и утверждено навеки, так что те, которых оно касается, – избранные, не могут быть похищены из рук Христовых, но силою Божиею соблюдаются в вере и любви… пока не сделаются сонаследниками Его славы. (6)

В письме пресвитеру Бакинской общины В.В. Иванову Василий Гурьевич писал: Твердо знай, брат, если для кого Иисус Христос сделался Альфой спасения, для того Он будет и Омегой, то есть концом. (7)

В 1928 году Н.В. Одинцов, председатель Федеративного Союза баптистов, переиздал это вероучение. И, наверное, это был не случайный шаг. Служитель Христа предвидел грядущие гонения и напоминание о предвечном избрании должно было укрепить веру народа Божьего.

Уверенность во спасении провозглашалась и в духовных песнопениях братства. В приложении приведены свидетельства более чем из 100 (!)  гимнов сборника «Песнь возрождения», наполненных  упованием на благодать Христа. Вот некоторые выдержки из них:

«На вечном основанье душа утверждена, В обители Отцовской Христом водворена. Его я имя славлю, опоры нет другой, Он первый и последний, Христос, Спаситель мой!» № 29

«Не даст Он постыдиться мне В надежде на Него, И не оставит на земле Меня Он одного.  Во всем, что мне Он обещал, Он тверже, чем кремень, Он сбережет по славный день, Что я Ему отдал». № 220

«Да, я спасен! Не гордости то слово, То песня славы спасшему меня, То клич о пристани, спасти готовой, Тому, кто гибнет так, как гибнул я. Да, я спасен, поставлен на твердыне, Сокрыт под крыльями любви святой, И не прервется песнь моя отныне: Хвала, хвала Тебе, Спаситель мой!»  № 390

«Я Друга дивного познал; Он любящ бесконечно; Моим советником Он стал, Вождем к Отчизне вечной. Какая сила разорвет союз мой с Ним сердечный: Иль жизнь, иль смерть, иль чад забот? Нет, я Его навеки!»  № 407

Если наши предшественники пронесли это исповедание уверенности о вечном спасении через царские и советские гонения, неужели нам нечему у них поучиться? Неужели нам к лицу воспевать песни страха: «если» или «возможно» дойдем?

Залогом сохранности спасения верующих выступают:

1.      Воля Небесного Отца – Еф. 1,11

2.      Голгофский подвиг Христа – Евр. 9,15

3.      Новая природа верующих – 1 Иоан.3,9

4.      Первосвященническое служение  Христа – Иоанна 17,24

5.      Предупреждения и обличения Божьего слова – 2 Петра 3,17

6.      Водительство Духа – Рим.8,14

7.      Божье наказание  – Евр. 12, 6-11

Но в связи с этим возникает вопрос: если правы наши отцы, что спасение определенно раз и навсегда, то для чего же написаны многочисленные предупреждения против отступничества?   Разве Христовы младенцы не склонны колебаться от   ветров лжеучений?  Разве не уклонялись с пути истины Галаты? И Колоссяне не подвергались ли сильному обольщению законничеством и мистицизмом?  Неужели не страшился апостол Павел за верующих в Коринфе, чтобы змей не прельстило их, как прельстил  Еву? Неужели спит в спасенных греховная плоть?

Опасность отступления реальна. Мир, плоть и дьявол реально налегают на верующих. И предупреждения  Писания играют охраняющую и дисциплинирующую роль. Мудрый человек не пренебрежет ими, а  глупому они покажутся излишними. Это Господь ясно показал в притче о двух строителях. Постройка одного устояла, потому что  мудрый строитель основал дом на камне. У второго все разрушилось, потому что по  своей глупости он построил дом на песке. Мудрость строителя – первопричина устойчивости первого здания и  глупость второго – причина трагедии. Так что  вопрос спасения упирается в изначальное состояние человеческого сердца – преображено ли оно Богом или нет.

Рассмотрим примеры божественных угроз и то, как они влияют на церковь.

Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:4-6).  Кого конкретно из адресатов послания апостол Павел имел ввиду? Никого! Просто он, предостерегая верующих от отступничества, показывает, к каким ужасным последствиям оно  приводит. И знание об этих последствиях остережет детей Божьих от роковых шагов. Что касается реального состояния верующих, оно было далеко не дезертирское:  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр.6:9,10). Так что основная роль предупреждающих текстов – предупреждение.

Если, все таки, дитя Божие преступает повеления Божьи, оно будет непременно обличено Святым Духом, лишено общения с Богом, а  дети Божии знают, как тяжко без него жить! Если же и этого христианин не поймет, он будет наказан немощью, болезнью и даже смертью, чтобы не быть осужденным с миром (1 Кор. 11, 29-32).

У детей Божьих могут быть временные отпадения. После Соломона ничему не стоит удивляться. Сын великого пророка и псалмопевца, автор трех Библейских книг, мудрейший человек на свете, с  которым разговаривал Бог,  под старость развратился и поклонялся богине неба и воинству небесному! Однако было ли его отпадение окончательным? Разве не сказано было наперед о Соломоне: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим (2Цар.7:14,15)?

А ученики Христа? Они некогда проповедовали евангелие, врачевали больных и изгоняли бесов, но в самый трудный момент оставили своего Благодетеля и разочаровались в Нем,  впали в неверие и жестокосердие, а Петр даже отрекался!  Разве не были они восстановлены в вере? Разве коринфский блудник был наказан Павлом и церковью, чтобы ему навсегда погибнуть, а не для того, чтобы дух его был спасен в день Господа Иисуса Христа (1Кор.5,5)?  Бог использует даже наши падения нам во благо! Посредством плохого Он остерегает от худшего.

Павел Билхаймер проницательно замечает: …бывает, что Бог дает возможность Своему слуге достичь величайших духовных успехов в течение многих лет. Вся жизнь этого человека словно бы превращается в сплошную благодать и успех. Каждый шаг его, каждое усилие – благословенны. Но затем, вдруг, Бог допускает невзгоды. Человек оказывается духовно сломленным. Божья работа, которую он прежде выполнял, кажется полной потерей. Непостижимо! Но Бог имеет на то Свое основание. Неудача превращается в успех. В неуспехе есть свой успех. Для некоторых людей неуспех, провал, – это единственный путь, которым они могут быть децентрализованы. Иногда крайнее горе, катастрофа и полное разорение необходимы для того, чтобы воспитать в нем кротость, сострадание, самоотвержение и дабы подготовить его для высшего блага в вечности… Бог, по-видимому, подтверждает слова: «Работник важнее работы», ибо действия Божьи направлены на создание вечного(8).

Когда христианин грешит и не испытывает Божьего наказания, он вправе усомниться в своем спасении, ибо  чаду Божьему не сходит с рук противление Господу (Евр. 12, 8).

В случае отсутствия опыта Божьего наказания верующий относиться к категории невозрожденных, которыми до краев наполнен мир. В притче о сеятеле (Мф. 3,1-8) представлено четыре рода людей: отвергающие спасение,  отпадающие от веры, бесплодные и плодоносные. Первые три почвы – абсолютно неверующие и временно верующие люди – символизируют не преображенные Благодатью сердца. Это религиозно-чувствительные люди, которым понравилось христианство из-за приятных и дружелюбных людей, из-за обещаний вечной жизни, из-за христианского воспитания, и даже из-за влияния дьявола. (Чтобы расколоть  церковь, сатана засылает в ее среду  лжебратьев,  умеющих красноречиво говорить – см. Деян.20,29; Иуды; 2 Петра 2; 2; 2 Кор. 11,15; Тим. 2,17-18;)

Однако при искушениях и гонениях они отпадают, ибо не имеют корня настоящей веры. А настоящая вера не могла утвердиться в них из-за каменистости или засоренности их сердца. Не преобразованное сердце – первопричина всех бед!

О таких отпадающих пишет апостол Павел Тимофею: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:11-13).

И далее он поясняет, кто отрекается от Христа: А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру»(2Тим.2:16 -18).

Отступниками будут люди, которые преуспевают в нечестии. Это лжеучители, стремившиеся увлечь учеников за собою. И те, кого они уводят, им подобны. Что касается истинных верующих, то о них апостол пишет в иное: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Верующие вследствие познания их Господом не могут жить в неправде,  они отступают от нее.

Для чего же Господь допускает неутвержденным, невозрожденным и даже чуждым людям проникнуть в церковь? Допущение такой сложной ситуации для духовного формирования церкви предусмотрено  ради важной цели – приготовления  Христу достойной Невесты. Уже упомянутый Павел Билхаймер подметил: Согласно Божьему плану (Церковь) эта вечная Спутница должна быть особым образом обучена и подготовлена для того, чтобы воцариться на троне Вселенной со своим Женихом после Брачной Вечери Агнца (Отк. 3:21; 19:7, 9). Но Бог знал, что приобрести Невесту можно только ценой страшного страдания. Самого Божества. И Он также знал, что Невеста сможет быть подготовлена к Своей царской роли только ценой Своих страданий… В свете этого проясняется смысл 2 Тим. 2:12. (8)

Заключение.

Рассматривая крайности учения о спасении мы не могли не коснуться и Библейского учения о спасении. Мы говорили, что план спасения был задуман Богом еще до создания мира и наша земная история является развертыванием этого плана во времени и пространстве. Грехопадение было запланированным сюжетом Божественного плана, в котором все продумано до последней мелочи.  Подтверждений тому в Писании великое множество. И самое великое из них – земная жизнь Христа,  проходившая,  как было предсказано Писанием. Даже самые ужасные события – предательство и смерть были важными составляющими великого плана Божьего. Но был ли при этом Сын Божий марионеткой? Ни в коем случае! Его борение в Гефсимании  показывает, что Он сознательно принял чашу данную Ему Отцом. За Свою беспримерную покорность до смерти и смерти крестной Иисус был превознесен превыше всякого имени (Фил. 2,9-11).

Отцовская воля и сыновья покорность гармонично сочетались во Христе и никогда не противоречили друг другу. В этом был оставлен великий пример для нас.

Благое, справедливое, всеохватное предведенье Божье –

  • отправная точка христианского богословия,
  • благодатный  импульс к богоугодному, а не самовольному труду,
  • мягкая подушка, на  которой находит покой в бедах наша душа:

С любовью предвидит премудрая воля

В чем благо для сердца, что вред принесет.

И каждому послана Господом доля,

Но верных Своих Он к блаженству ведет.

Ни в чем нет преграды Его начертаньям,

Блаженство творений – конец Его дел.

Поверь же Господним святым обещаньям

И вечная радость – твой вечный удел.

(Песнь возрождения 583)

Человек, исповедующий уверенность в вечном спасении, будет более стабилен в своих взаимоотношениях с Богом, потому что:

  • он верит во всевластие и предведение Бога. В его жизни, равно как и в жизни мира, нет никаких случайностей, но свершается  определенное Господом (Деян. 4,28).
  • он знает, что спасение зиждется не столько на его решении спастись, сколько на неизменном решении Бога (Иоанна 15,16).
  • он не будет подвержен непрестанным мукам мнительной совести за вольные и невольные грехи, ибо поверил: кто предузнан, тот призван, а кто призван, тот оправдан. Кто оправдан, тот неподсуден (Рим. 5,9).
  • он будет уверенно  и  ревностно славить Бога за  спасение по благодати (Рим.5,2).
  • он будет более ревностным в свидетельстве о спасении, чем спасенный «до тех пор, пока»  (2 Тим. 1,12).
  • он будет искать воли Господа и возрастать в святости и служении Христу (Фил.3:12)._

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр.10:19-25).

 

Использованная литература

(1)  «Мытарства преподобной Феодоры» электронный вариант

(2) РэйДаннинг. Благодать, вера и святость.изд-во «Библия для всех»   С-Петербург 1997 г. стр.155

(3)   Ричард Хейз. Этика Нового Завета. Библейско-богословский  институт св. апостола Андрея Москва 2005 г. стр.584

(4) там же  стр. 536

(5) там же стр. 539

(6) История евангельских христиан – баптистов  в СССР, Москва1989 г. стр.446

(7) В.А. Попов. Стопы благовестника изд-во Библия для всех, С-Петербург 1996 г. Стр. 237

(8) Павел Билхаймер. Предназначенная для престола. Электронный вариант

http://ryagusov.ru/