АТРИБУТЫ БОГА Билл Карауэй
Богословие - Статьи

 

Опубликовать


 Атрибут есть качество, которое необходимо для существования бытия. Атрибутами Бога являются те Его качества, которые принадлежат Ему и характеризуют Его Божественную природу. Наше познание Бога должно быть выведено из нашего знания о Его атрибутах. Невозможно постичь Бога помимо Его атрибутов, как они явлены нам в Его Слове. Его Божественная святость, власть, господство, неизменность, любовь, ненависть, мудрость, знание, понимание, милосердие, суждение, гнев, милосердие, вера, благодать, терпение и т.д., суть атрибуты Бога, изложенные в Библии, по которым мы можем понять, что Он единственный, истинный и живой Бог.
В данной статье не рассматриваются все атрибуты Бога. Она также не вдается в глубину постижения Его атрибутов. Ее цель – пробудить чистый интерес к тому, чтобы взглянуть на Бога, как Его изображает Писание, а не религии мира.

Суверенитет Бога. Чтобы быть вечным, самосущим и самодостаточным, Бог должен быть сувкеренным. Если Он подотчетен кому-то или чему-то, то Он не Бог и не Царь. Бог является высшей властью, полностью независимой, звание и могущество которой означает, что Он есть Суверенный Бог. Чтобы быть Богом, Ему необходимо осуществлять свои атрибуты. Если Его атрибуты не равны Его владычеству, Он перестает быть Богом. Таким образом, следует понять, что быть суверенным для Бога означает, что каждый Его атрибут является абсолютным. Быть суверенным или абсолютным означает обладать совершенством, что в свою очередь значит, что каждый Его атрибут не может ни изменяться, ни уменьшаться в действенности. Каждый атрибут Бога также должен быть в гармонии со всеми остальными Его атрибутами, в том числе с Его мудростью и целью, в противном случае они будут друг другу противоречить.
Будучи суверенным, Бог исполняет Свое превосходство, поступая как Ему угодно, когда Ему угодно и где Ему угодно. Если мы сможем понять такое величие, то Писание станет гораздо более значимым для нас, что и означает, что Бог открывает Себя Своему народу.
Обзор следующих мест Писания сможет открыть глаза нашего разума на величие, верховенство и суверенитет Всевышнего. Бог восседает на престоле славы Своей независимо от всего остального, как видно из Ис.46.9: «Я Бог, и нет никого другого, кроме Меня; я Бог, и нет никого, как Я».

 Его мудрость, слово, совет и цель суверенны (Ис.46.9-11, Пс.3.9-11)
Его благоволение суверенно (Пс.115.3,135.6).
Творение было суверенно осуществлено Им (Быт.1.1, Пс.33.6, Иоан. 1.1-3)
Его сила и воля суверенны (Дан.4.32, Ис.43.13, Мтф.28.18)
Он обращается с человечеством в соответствии со Своей суверенной властью:
1. Он любит и ненавидит суверенно (Рим.9.13)
2. Он простирает милость суверенно (Рим.9.18)
3. Он предопределяет, призывает, оправдывает и прославляет в соответствии с Его суверенным предведением и предопределением (Рим.8.28-30).
4. Он спасает суверенно (2 Тим.1.9)
5. Он хранит Своих детей суверенно (1 Пет.1.5)
Это лишь несколько примеров того, как Бог являет Свою верховную власть, чтобы исполнить Свою суверенную волю. Знание, что Он является суверенным, побуждает нас радоваться тому, что вся наша надежда неколебимо основана на истине Его Слова.
Сила Бога. Божья сила является абсолютной, она не условна, не частична, она не может уменьшаться. Божья сила есть Его жизнь и действие всех Его атрибутов. Все другие Его атрибуты были бы бесполезны без власти по их реализации.
Его власть являет себя в творении (Иер.32.17, Откр.4.11).
Его власть абсолютна в цели и действии (Иов 23.13, Мтф.19.26, Пас.115.3)
Его власть над человеком абсолютна (Иак.4.12). Мы видим два аспекта Его силы, в спасении и в осуждении (Рим.9.13, Дан.4.32).
Божья сила проявляется по отношению к его народу (Пс.110.3, Еф.2.1, 1 Пет.1.5).

Неизменность Бога. Постоянство Божие почти полностью игнорируется мирскими церквами сегодня. Они изображают Бога как меняющегося изо дня в день по событиям и обстоятельствам. Но если Бог изменяется, то это изменение либо к лучшему, либо к худшему. Любое изменение требует движения, поэтому, если Бог изменяется в лучшую сторону, тодо этого Он ошибался или был несовершенен, и, следовательно, это не Бог. Если Он меняется в худшую сторону, Он перестает быть Богом, ибо начинает заблуждаться. Ясно, что быть совершенным значит быть идеальным и не способным изменяться. Этот атрибут определяет имманентное свойство Божественного совершенства.
Писание объявляет Бога неизменным (Мал.3.6, Иак.1.17, Кол.1.17).
Бог явил Себя Моисею как неизменный (Исх.3.14: «Я есть Тот, Кто Я есть»).
Бог использует образ скалы и твердыни, подчеркивая Свою неизменность (Втор.32.4).
Павел говорит о неизменности Иисуса (Евр.13.8).
Слово Божие является неизменным (Пс.118.89).
Его верность неизменна (Пс.118.90).
Его любовь неизменна (Иер.31.3).
Его милость и истина неизменны (Пс.100.5).
Его совет неизменен (Евр.6.17).
Его замысел и цель неизменны (Ис.14.24).

Эти Писания, а также многие другие предоставляют доказательства того, что Бог наш есть неизменный Бог. Его сила, любовь, ненависть, мудрость, знание, святость, понимание, милосердие, суд, гнев, любовь, благодать, терпение и т.д., все суть неизменные атрибуты, благодаря которым Он есть совершенный Бог. Поскольку в силу Своей неизменности Он является самосущим и самодостаточным, это означает, что Он также вечен и бесконечен.
Человечество изменчиво и, вследствие греха Адама и всех людей, по природе противится Богу. В этом состоянии мы подобны «свирепым морским волнам, пенящимся срамотами своими, блуждающим звездам, которым блюдется мрак тьмы навеки» (Иуд.13). Поскольку мы по природе находимся в этом печальном состоянии, прежде всего нам нужна стабильность. Она приходит только от устойчивой силы. Стабильность ниспосылается на дитя Божье Его животворящим Духом, Который приносит жизнь вечную. С вечной жизнью приходит вселение и работа Духа Утешителя, которая позволяет нам усвоить атрибуты Слова Его и овладеть славными обетованиями и истиной, которая достигает своей цели и дает надежду таким неустойчивым существам, как мы.
Если же мы не верим, что Бог неизменен, то Его слова, обетования, заповеди и законы также изменчивы и Он сводится к тому же состоянию, что и человечество. Но если мы верим, что Он неизменен, то мы можем узреть Его величие, как Моисей в Исх.15.11: «Кто как Ты, Господь, среди высших сил? Кто как Ты величествен святостью, облечен хвалою, Творец чудес?».

 

Любовь и ненависть Бога – в равной мере абсолютны и совершенны. Эти атрибуты отражают способности, присущие Богу. Никто не может спросить Его, почему Он любит или ненавидит. Каждый атрибут Бога одинаково являет Его Божественную природу. Ограничить Его до любви или ненависти означает снизить Его природу до чего-то меньшего, чем Бог. Отрицать Его способность ненавидеть значит сделать вывод, что Бог любит грех (не дай Бог!). Сказать, что Бог любит кого-то меньше, чем другого, означает заподозрить Его в несовершенстве. Если Бог что-то делает в разной мере, то Он несовершенен, подобно человеку. Человек делает все в какой-то мере, но Бог есть Бог и Он совершенен во всех отношениях.
Поскольку Бог вечен, все Его качества также вечны. Это значит, что Он любил и ненавидел прежде, чем Он сотворил небо и землю и все творение (Рим.9.11-14). Бог имеет суверенное право любить кого хочет и ненавидеть кого хочет. Обратите внимание на то, что Божья любовь или ненависть к Иакову или Исаву не была основана на предвидении добра или зла, а только на Его суверенном избрании.
Те грешники, которые охватываются Его вечной любовью, даны Его Сыну ко спасению, и те грешники, которых Он ненавидит, остаются под осуждением Его совершенного закона. Весь человеческий род был осужден по закону Божьему, поэтому все заслуживают Его ненависть и отвращение, но Он выступает за объекты Его любви, действенно привлекая их к Себе. В Иер.31.3 сказано: «И явился Господь ко мне, сказав: любовью вечной Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе благоволение». Божья любовь и ненависть вечна, и, следовательно, они не подвергаются какому-либо влиянию людей и не зависят от него.

Вечная цель Бога в отношении тех, кого Он возлюбил, описана в Еф.1.4-6: так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Этот отрывок показывает, что Бог дарует благословение призвания по благоволению воли Своей.
Божья любовь пронизывает время и предоставляет средства ко спасению возлюбленных Им от Его вечного гнева (1 Иоан.4.10), что и есть исполнение Его спасительной любви (Рим.5.8-10). Божественная любовь излилась в наши сердца Духом Святым, когда мы родились духовно, и она пребудет с нами вечно. Павел открывает эту замечательную истину в Рим.8.35-39.
Иоанн описывает совершенство работы Божественной любви: «Вот, какую любовь Отец дал нам, чтобы нам называться и быть сынами Божьими» (1 Иоан.3.1).
Атрибуты Бога, изложенные в Священном Писании, возвещают, что Он есть Бог Живой, самосущий, самодостаточный, вечный, всемогущий, вездесущий и всеведущий. Противоречило бы вере допустить, что эти атрибуты взаимно не согласованы. Нельзя верить в Бога и не верить в Его атрибуты. Также противоречиво верить в Бога и Его атрибуты и не радоваться Его обетованиям.
В заключение отметим, что каждый атрибут Бога подобен грани алмаза. Когда славный свет истины сияет во всех своих аспектах, и она вся сверкает блеском полноты Божия Откровения, мы начинаем видеть Его алмазное совершенство и славу.