Тысячелетние царство Христа, буквальное или символическое значение? Ричард Брукс
Богословие - Статьи

Миллениум — латинское слово, означающее тысячелетие. Ещё тысячелетие называется хилиазмом от греческого слова, означающего «тысяча».
   Следует заметить, что жаркие споры и даже ссоры среди братьев из-за этой темы не украшают Церковь Иисуса Христа. Учение о Тысячелетии отнюдь не является центральной доктриной Писания и нам нужны не только учения благодати, но и благодать учений! Некоторые верующие, какого бы истолкования они ни придерживались, делают серьезную ошибку, отводя тысячелетию центральное место в доктринальной системе. Не правы и те верующие, которые не желают общаться с братьями и сестрами, не разделяющими их точку зрения. Таким образом, следует соблюдать осторожность во всем, что касается духа или метода, с помощью которого мы боремся за истину.
В целом, в своем истолковании Реформатская Церковь придерживается взгляда, который получил название «амилленаризм».

Амилленаризм
Сущность амилленаризма заключается в том, что тысяча лет - это символический образ периода от первого до второго пришествия Господа Иисуса Христа. Другими словами, мы живем в тысячелетии уже сейчас.
После этого периода следует малое время сатаны и возвращение Христа, приводящее к окончательному разоблачению и поражению дьявола и последнему суду.

Но это не единственный способ истолкования 20-й главы Откровения. Многие верующие, чтущие Христа и любящие Библию, чувствовали, что это место требует иного истолкования. И действительно, появились два новых толкования, в основании которых лежали два учения: постмилленаризм и премилленаризм. На наш взгляд, эти толкования не верны.

Постмилленаризм
Данное истолкование учит, что в конце того, что называется евангельской эпохой, будет тысячелетний период (буквально или символически - в этом наблюдаются разногласия), когда на земле будет преобладать христианство, т. е. «золотой век» невиданных евангельских благословений и огромного успеха Евангелия, которые в итоге приведут к повсеместному обращению. Мир будет ожидать пришествия Господа Иисуса Христа с тем, чтобы приветствовать Его.
Но, разумеется, Библия не говорит о том, что весь мир обратится к тому моменту, когда явится Христос, скорее наоборот! Тем не менее, такие достойные люди, как Джон Беньян придерживались этого учения.

Премилленаризм
Как явствует из приставки «пре-», второе пришествие Христа ознаменует собой не конец, а начало тысячелетия. После сражения при Армагеддоне Христос придет и в буквальном смысле воцарится в Иерусалиме, восстановив храмовое богослужение и систему жертвоприношений.
Но здесь мы сталкиваемся с целым рядом проблем. Двадцатая глава Откровения вообще не упоминает ни иудеев, ни их царство, ни палестинскую землю.
Более того, буквальное восстановление иерусалимского храма и ветхозаветной системы жертвоприношений было бы «наиболее дерзким отрицанием вседостаточности жертвы Христовой, а также действенности крови Его искупления». Это, без сомнения, был бы шаг назад: от света во тьму, от свершения к прообразу.

Эндрю Куйвенховен в своей книге: «День Господень» пишет:
« Диспенсационалисты учат, что миллениум — еврейская теократия: Сын Давидов воцарится в земном Иерусалиме, храм будет восстановлен и возобновятся древние ветхозаветные обряды. «Избранный народ» в понимании диспенсационалистов — это евреи, живущие в земле израильской.
Однако такое положение дел означало бы коренной переворот в общем направлении богословия Нового Завета.
Новый Завет недвусмысленно указывает на то, что цель второго пришествия Христа — завершить труд Его первого пришествия. Но каково может быть предназначение тысячелетия? Ириней говорил, что его цель — сделать нас совершенными, а современные диспенсационалисты говорят, что его цель — предоставить Израилю «час славы» здесь, на земле.
Однако в Новом Завете нет подобных обещаний или чаяний. И Сам Господь, и апостол Павел учили нас, что «век грядущий» прорывается в «век нынешний» — в наше время. Мы с нетерпением ожидаем полноты века грядущего. Дополнительное тысячелетие в истории рода человеческого, которое лучше нынешнего, но несравнимо с последующей вечностью, в свете Писания не имеет смысла.
Скажите почему Христос, одержавший победу Своей смертью и воскресением и увенчанный славой в Своем вознесении, должен сражаться еще в двух битвах: на заре и на закате тысячелетнего царства, прежде чем стать признанным Господом всего?
Разве не имеет Он ныне власти надо всем? И почему должны прославленные и совершенные люди вернуться из радости Господина своего, чтобы вновь жить в несовершенном мире с обычными плотскими людьми, которые женятся и выходят замуж, рожают детей.
  При этом совершенные должны будут обитать с несовёршенными, грешные — с безгрешными. Тысячи, даже миллионы людей обратятся в веру, однако грех будет распространяться, доколе в конце тысячелетия сатана не возглавит мировой бунт против Христа. Это схема не может ужиться с тем, как история спасения рода человеческого изложена в Писании. Чаяния премилленаристов не имеют под собой библейского основания и не согласуются с Писанием ».
   С этим истолкованием связана небиблейская концепция «тайного восхищения» верующих, которое требует промежуточного тайного пришествия Господа Иисуса Христа между Его первым и вторым пришествиями.

В книге Откровение в 20-ой главе выражение «тысяча лет» появляется в каждом стихе со 2-го по 7-й и таким образом упоминается шесть раз?
Люди говорят о тысячелетии только в связи с этой главой, правильное понимание этой главы заключается в правильном взгляде на учение о тысячелетии.

1. Сатана скован: взгляд с земли.
Отк.20:1-3 «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время».

Перед нами загадочный мир видений и символов. Прежде всего Иоанн увидел «Ангела, сходящего с неба». Этот ангел имел «ключ от бездны». Обратите внимание, что ангел имел еще и большую цепь в своей руке.
Понятно, что именно он намеревался сделать: сковать кого-то, заключить его в бездну и запечатать ее, так чтобы тот кто-то не смог сам освободиться и убежать. Ангел превозмог сатану, сделав его беспомощным, сковал его и запер на тысячу лет.
Скованный дьявол — это, конечно, символ. Но что он означает? В ев.Лк. 11:21—22. Иисус говорит, что сатана — это некто сильный, тогда как сам Христос — сильнейший его и пришел, чтобы связать сатану и обезоружить. До прихода Христа сатана ослеплял народы и обманывал. По большому счету спасение было достоянием только иудеев, но многие из них оставались неверующими.
    Но затем пришел Христос — и все изменилось. Началось тысячелетие, т. е. (символическая) тысяча лет. Господь Иисус Христос одержал победу над дьяволом во время Своего искушения в пустыне. Христос побеждал сатану, изгоняя бесов, вселившихся в разных людей. 
   Он одержал победу над ним и тогда, когда Евангелие начало возвещаться грекам и самарянам, так же как и иудеям. В Послании к Колоссянам, 2:15, Павел усматривает прямую связь между подвигом Христа на Голгофе и обезоруживанием сатаны: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Если заглянуть в Евр. 2:14, то можно обнаружить, что там говорится то же самое в отношении воскресения Христа: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». А стих из 1 Ин. 3:8 подводит всему итог: «...Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
1 Ин. 3:8 «...Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
Таким образом, теперь мы можем правильно понять Откр. 20:3. Сатана был связан уже со времени первого пришествия Христа. Символический тысячелетний период — это как раз тот период, в котором мы пребываем в данный момент.
«Но, — скажете вы, — действительно ли сатана связан? Зло и сегодня царит в мире. А сколько существует лжехристианских церквей, сколько лжи и заблуждений! Преследования не прекращаются! На самом ли деле он связан?»
Конечно же, сатана чрезвычайно активен. В книге Откровения можно найти много тому доказательств. Но активность дьявола — это активность пса на цепи. Сатана — это некое подобие знаменитого американского гангстера Аль Капоне, который контролировал Чикаго из тюрьмы. Деятельность и власть сатаны ограничены. Если бы пес не был на цепи или же старик Аль Капоне не сидел в тюрьме, дела обстояли бы совершенно подругому. Так же и с сатаной. Быть могущественным и связанным — это одно, а быть могущественным и свободным — это совсем другое. Разница огромная.
Не забывайте, что во многих сердцах истина Евангелия вытеснила ложь сатаны. Церковь Божья растет и процветает во многих местах. Тысячи людей разных национальностей исповедуют веру в Господа Иисуса Христа. Библия переведена на огромное количество языков и диалектов. И работа все еще продолжается.
Тем не менее, не думайте, что мир становится лучше.
Не воображайте, что все, кто слышит Благую весть, принимают ее. Не тешьте себя ложной надеждой, что большинство будет на стороне Христа, когда Он придет. Дьявол не связан полностью. Но все же он обречен и побежден Христом.

2. Живые святые: взгляд с небес.
Отк.20:4-6 «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это-- первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

  Если в ст. 1—з тысячелетие рассматривается с земной точки зрения, то в ст. 4—6 оно явлено нам с небесной. Обратим внимание на детали видения, открывшегося Иоанну. Он увидел престолы. Престол, символизирует небеса. И кто же восседал на этих престолах? Души (не тела, а только души) «обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» и души истинных верующих, «которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою».
Они вкусили «первое воскресение» которое означает прославление верующих сразу после их смерти.
«...Они ожили и царствовали со Христом...» Есть одна история, которую рассказывают о знаменитом американском евангелисте Д. Л. Муди. Однажды во время проповеди он произнес такие слова: «В один из прекрасных дней вы прочтете в газетах, что Д. Л. Муди умер. Не верьте этому! В тот день я буду жив более, чем когда-либо!».
Об этом нам напоминает и Вестминстерское вероисповедание: «Тела людей после их смерти возвращаются в прах и познают тление; но их души (которые не умирают и не спят), имея бессмертную сущность, тотчас возвращаются к Богу, даровавшему их. Души праведных, совершившись в святости, попадают на небеса, где они созерцают лицо Божье во свете и славе, ожидая полного искупления их тел».
Их состояние «блаженно и свято», и «смерть вторая» (т.е. окончательное состояние вечной смерти в аду) не может им повредить. И здесь мы снова возвращаемся к восхитительной истине: «...нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе...»! При всеобщем воскресении в последний день их души, безусловно, соединятся с их новыми воскресшими прославленными телами.

3- Малое время сатаны: последняя битва
Отк.20:7-10 « Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

 Вернемся на миг к концу з-го стиха: «...после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». А теперь обратимся к 7-у стиху, который начинается так: «Когда же окончится тысяча лет...» И что же тогда случится? Сатана будет освобожден из своей темницы и получит страшный последний «шанс». Это будет мрачный период обольщений, преследований и ярости, которые обрушатся на весь мир, на «народы, находящиеся на четырех углах земли». Это будет время страшных и безжалостных гонений на Церковь. Описанное здесь сражение есть не что иное, как битва при Армагеддоне.
   Доктор Хендриксен замечает, что «в книге Откровения период бедствий и скорби символизирует последнее нападение сатаны и его орд на Церковь».
Грозная мощь и сила окружила «стан святых и город возлюбленный» (т.е. Церковь).
Кажется, что истинная Церковь повержена. Но тут с небес сходит Господь Иисус Христос. В один миг враги были уничтожены, а дьявол получил то, что заслуживал. Великий обманщик, внушивший нечестивым ложь о том, что грех будет вознагражден, что Бога можно не принимать в расчет и что можно победить Его Церковь, внезапно оказывается ввергнутым в ад, «в озеро огненное и серное»! Триумф Христа полон и неоспорим. Он царствует, низложив всех врагов Своих себе под ноги. Последний враг — смерть — наказан и повержен.
Таким образом, все оказывается готовым для последнего суда.

Использовались материалы из книги Ричарда Брукса « Вся слава Агнцу» и «День Господень» Эндрю Куйвенховена.