Христос Агнец и Христос пример. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

Евангелие повествуя нам о Господе Иисусе Христе, говорит о нём, как о Агнце Божьем, который взял на себя грех мира и как о примере, которому мы должны подражать.
Зададим себе вопрос, что главное, что имеет центральное и основное значение в Евангелии – Христос пример или Христос Агнец.
Священное писание вне всяких сомнений на первое место ставит Христа, как Агнца Божьего, в этом центр благой вести – в этом сердце Христианства.
 
В Евангелии от Ин. 1:29 сказано: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».
 
Заметьте, Иоанн Креститель не произнес, указывая на Христа вот: вам долгожданный пример для подражания от Господа.
А апостол Павел, проповедуя и уча о подражании Христу, всё же в центр своей проповеди ставил Христа, как распятого Агнца, он писал Коринфянам:
«ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Corinthians 2:2)
Это основная, центральная, главная истина, раскрываемая всем Писанием и лишь только после неё можно и нужно говорить о важности подражания Господу Иисусу Христу и исполнении Его заповедей.
 
Евангелие утверждает, что человеку невозможно спастись своими силами, добрыми делами, попытками подрожать Господу исполняя святые заповеди закона.
 
Сатана приходил в Церкви, основанные Павлом, как ангел света, уча, что одной веры в Иисуса Христа недостаточно, для спасения, необходимо ещё соблюдать закон, в первую очередь обрезание, другие лжеучителя учили, что для спасения, к вере нужно добавить пищевые запреты, субботний день и исполнение религиозных праздников.
Всем тем, кто учил, что для спасения необходимо к вере в Агнца распятого, ещё, что - то прибавить, апостол Павел давал бескомпромиссный и суровый отпор.
 
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Galatians 1:8
 
О чём благовествовали апостолы? А том, что спасение нельзя заслужить, исполняя нравственный или ритуальный закон, о том, что спасение даётся единственно по благодати и только через веру, которая есть Божий дар.
 
Galatians 2:16 « однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».
 
Дела, ритуалы, подражания святым и Христу и всё, что можно прибавить к вере в распятого Агнца для спасения, является фальшивым, ложным евангелием.
Мы ни чего не можем добавить ко спасению, совершённому Агнцем Божьем на Галгофском кресте.
Кто - то, может спросить, как же так, почему, такие добрые старания, как исполнение нравственного закона и подражание Христу могут оказаться, чем то вредным в деле спасения?
Само стремление к исполнению закона доброе. И попытки подражать Христу, хорошие. Но хорошие и добрые они только тогда, когда мы совершаем их не как средства, которыми пытаемся спастись, а как наше благодарное послушание Богу за полученное даром, по одной лишь вере в Христа распятого спасение.
 
Почему нельзя спастись подражанием Христу? Почему самое главное для нас это жертва Христа, а не Его прекрасный нравственный пример, которым мы не перестаём восхищаться? Ответы на эти вопросы будут понятны нам, только после глубокого понимания святой, Богочеловеческой природы Христа.
 Христос совершеннейшим образом исполнил закон. Он был совершенно свят, безгрешен и безупречен.
2 Corinthians 5:21 … не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех,
Писание говорит однозначно, Он не знал греха.
 Христос не познал, грех как мы, т.е. в Нём не было греховных помыслов, страстей, неудовлетворённых греховных желаний, Он не испытывал похоти, которая зачавши рождает грех. О Себе Он сказал: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». (Иоанн.14.30).
Но Иисус имел несовершенную человеческую плоть и в связи с этим испытывал безгрешные слабости. Он уставал, нуждался в пище, питии, одежде, печалился, нуждался в поддержке друзей, их молитве, Он испытывал боль, страх, печаль, скорбь, плакал, Он умер. В этом Он уподобился братьям и был искушен во всем, но кроме греха. Но в Его плоти, не было никаких греховных желаний, подобным тем, которые испытывают люди, искушения, приходили извне и другого плана. При этом Он не обрел греховности и наследуемой вины – что и требовалось для того, чтобы победить грех.
   
 Христос, как человек принял на Себя последствия греха Адама в виде способности страдать и умереть. В этом по своему ослабленному человеческому естеству Христос уступает состоянию Адама до грехопадения, но несравненно превосходит его как Богочеловек. Христос второй Адам, гораздо величественнее первого Адама. Между ними Писание никогда не проводит знака равенства.
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек-- из земли, перстный; второй человек-- Господь с неба». 1 Corinthians 15:45,47
 
Итак, перед нами не просто человек Иисус – второй Адам, а Господь с неба, Дух животворящий, облёкшийся в святую человеческую кровь и плоть и ставший Богочеловеком. Между первым и вторым Адамом много общего, и в тоже время разница колоссальная.
Христос никогда не находился в том же неустойчивом состоянии, что первозданный Адам.
 Его общение с Отцом никогда не прекращалось, оно извечно. Если бы человеческая природа Христа существовала в отрыве от Божьей, она не отличалась бы от Адамовой. Слава Богу, это не так! Его Божество и человечество соединены в одной Личности – Второй Ипостаси Троицы, воспринявшей человеческую природу. Именно будучи Богочеловеческой личностью, Он смог одержать победу в сражении с дьяволом. Агония борьбы была не кажущейся, Он сражался даже до кровавого пота и затем, истекая кровью на кресте, победил. На кресте «Иисус, зная, что уже все совершилось.. ... сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».
У Него не отняли жизнь, Он Своей Божественной властью, отдал её Богу. И это победа не просто человека, а Бога во плоти. Только Бог имеет такую власть над жизнью, ни один человек включая первого Адама, не имел такой способности. Христос говорил о Себе: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Ин.10
Адам пал пред сатаной   в прекрасном Едемском саду, без борьбы, Христос победил дьявола в пустыне, в ужасных кровавых муках в Гефсиманском саду, а затем размозжил его змеиную голову, на голгофском кресте, приняв на себя невероятный груз человеческих грехов и проклятий.
Разве мыслимо, чтобы «первый человек Адам -- из земли, перстный» смог справиться с такой титанической задачей. Это было под силу, только второму человеку Адаму -- Господу с неба. Христос совершенно исполнил весь закон, победил грех и сатану с его искушениями, поскольку, став Человеком, Он оставался Суверенным Богом. Если Он и Отец Одно, то не может быть так, чтобы Его человеческая воля хоть в чем-то пошла против Его воле Божественной, которая едина у всех Трех Лиц Троицы. Ведь Лица Троицы не имеют личной воли, в противном случае это была бы уже не Троица, а троебожие. Если бы Иисус согрешил как человек, это означало бы, что согрешил Бог, Который свят и не может грешить по определению.
После более углублённого взгляда на Святого Богочеловека Христа, становится понятно, что через подражание Христу не может быть спасения, так как Бог требует полного уподобления Сыну Своему, а этого сделать мы не в силах. Подражать Христу с целью спасения – означает не только, исполнить весь закон до йоты, ни разу его не нарушив, что уже само по себе невозможно, но и не иметь в себе греховных мыслей и склонностей.
В то же время Христос это пример, стандарт, норма святости, показанная нам Святым Богом, меньшее не войдёт в Его Царство. Всё, что не дотягивает до образа Сына Божьего, будет отвергнуто Праведным Богом.
Исполнивший закон Христос в некотором смысле, исполняет ту же роль, что и сам святой закон, а именно законом: «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». Romans 3:19-20
Смотря на закон и на исполнившего его Христа, даже самый нравственный из людей видит себя грешным и виновным, перед праведным Богом.
Только в свете святости Христовых совершенств мы по настоящему видим свою немощь, нищету и полную неспособность исполнить закон в подражании Христу.
И только тогда, мы начинаем искать спасения в одном лишь, распятом за наши грехи, умилостивляющем Божий гнев Агнце Божьем.
 Сын Божий облёкшись в человеческую плоть, прожил безупречную, святую жизнь, исполнив святой Божий закон вместо нас и «принес Себя непорочного Богу» в жертву за наше непослушание закону Божьему. Бог возложил на Христа нашу порочность и наказал нас в Нём, нас же облёк в Его праведность, которую не возможно заслужить. Только через веру в Агнца - Христа вместо нас распятого, мы получаем Его праведность и чистоту, Бог принимает нас только в Нём одном.
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». 2 Corinthians 5:21
Отец Небесный возлюбил любовью вечной Своего Сына и в Нём, в Сыне Своём Иисусе Христе возлюбил нас. Святой Господь не допустит в Своё присутствие, ни что меньшее Своего Сына. В Него, в Агнца Божьего мы помещены через веру, дарованную нам Богом. Через веру во Христа мы омыты от наших грехов Его кровью, и приняты Отцом в вечное общение.
И только уяснив эти центральные, основополагающие, фундаментальные истины о Христе Агнце распятом, мы можем говорить о Христе примере для подражания. Если человек действительно верит в Иисуса Христа, тогда естественным его желанием, происходящим от Святого Духа, живущего в нём, будет стремление подражать Господу во всей своей жизни.
Это произошло в жизни фарисея, гонителя Церкви Савла, после обращения, силою Святого Духа он стал абсолютно новым человеком, изо всех сил пытающимся угождать Христу и будучи нашим апостолом, он умоляет нас:
«… подражайте мне, как я Христу. …подражайте Богу, как чада возлюбленные…»(1 Кор. 4:16, Еф. 5:1)

 

Фокин М.Н.