Уникальность излияния Святого Духа в день 50-цы. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

О смысле и цели сошествия Духа Святого в день 50-цы.

 
Перед Своим вознесением Христос заповедовал Своим ученикам оставаться в Иерусалиме в ожидании обещанного от Отца излияния Духа Святого, которое позволит апостолам облечься силою свыше.
Апостолы молитвенно ожидали и в день 50-цы «исполнились Духа Святого» (Дн. 2:4).
Из Священного Писания нам известно, что Дух Святой неоднократно изливался и до дня 50 цы.
Например:
Числ. 11:25 «И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать…»
«И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать» (1 Цар. 19:20).

Итак, излияния Духа Божьего неоднократно встречалось во время ветхого завета.
Тогда возникает вопрос: в чем же новизна и уникальность излияния Духа Святого в день 50 цы?
Ведь Христос говорил об этом великом излиянии Святого Духа, обещанным Отцом, как о нечто новом и величественном, что не могло происходить до дня 50-цы.
В дальнейших рассуждениях постараемся увидеть, в чем же именно заключается уникальность и неповторимость событий 50 цы, которых не было и не могло быть во время ветхого завета.

Во-первых, обратим наше внимание, что апостол Павел в отличие от ветхозаветных пророков называет Духа Божьего по-новому, а именно Духом Христовым.
В послании к Римлянам, в 8-й главе, апостол Павел говорит:

«… если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9).

И в послании к Филиппийцам, в 1-й главе: «…по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19).

Во 2 ом послании к Коринфянам, в 12-ой главе, он называет благодать не просто силой Божьей, а силой Христовой (2 Кор. 12:9).

А апостол Иоанн в своем Евангелии, в 1-й главе, говорит, что благодать же произошла чрез Иисуса Христа (Ин. 1:17).

Говоря о Духе Божьем, как о Духе Христовом, апостол Павел показывает, что Дух Божий, излитый после вознесения и прославления Иисуса (Ин. 7:39), оставаясь тем же неизменным Богом, теперь несет в Себе нечто более совершенное и абсолютно новое.
Теперь Дух Божий, возрождавший к вере ветхозаветную Церковь, привносит в сердца детей Божьих неисследимое богатство духовных сокровищ Христовых (Еф. 3:8), что гораздо больше для народа Божьего, чем это было до дня 50 цы.
Во время ветхого завета Дух Божий обитал в пророках, чтобы возвещать о грядущем Христе, поэтому апостол Петр говорит о Нем, как о Духе Христовом:

1 Петр. 1:11 «сущий в них Дух Христов … Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу».

Хотя благодаря Своей пророческой миссии в ветхозаветный период Дух Божий и назван апостолом Петром Духом Христовым, необходимо осознавать, что в тот период Он еще не передавал тех непостижимых духовных богатств и даров, которыми Дух Христов обогатил Церковь после прославления Христа. Он совершил возрождающее действие в апостолах, но до вознесения и прославления Христа в большей мере Дух Святой был сосредоточен на Христе. В этом смысле необходимо понимать следующие слова Христа:

Ин. 7:39 «… еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Мы уже увидели, что Дух Божий был даже в ветхозаветных пророках, тем более в апостолах Иисуса Христа, но Святой Дух еще не передавал народу Божьему всех богатств личности Христа, так как Христос еще не был прославлен.
Христос говорил:

«Когда же придет …Дух истины…Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).

Прежде чем обильно излить духовные богатства благодати на Церковь, эти дары благодати должны были быть приобретены для Церкви Христом. Для этого Сын Божий облекся в человеческую плоть, и как человек прожил совершенную жизнь, полную добрых плодов, совершенных во славу Божью. Жизнь Сына Человеческого была абсолютно и естественно подчинена закону Божьему. В плоти такой же, как и у нас, только без греха Он сумел оказать послушание Богу до смерти крестной. Он воскрес из мертвых, был вознесен и прославлен у трона Отца в небесах – и все это для того, чтобы приобрести для Своей Церкви несметные дары благодати во Славу Божью.
И только после совершения всего труда искупления, будучи прославленным и посаженным по правую руку Отца в небесах, Христос молит Отца, и Он изливает на Церковь Духа Святого, который теперь уже несет с Собой всю полноту благодатных даров, заключенных в личности Иисуса Христа, приобретенных Им в процессе Своего воплощения, жизни, смерти, воскресения, вознесения и прославления.
Поэтому апостол Павел называет духовные дары Божьи дарами Христовыми. В послании к Ефесянам, в 4-й главе, он говорит:

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту (т.е., Христос был вознесен), пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:7).

Раньше Христос был с учениками, и они могли наслаждаться Его характером и учением, теперь же посредством помазания Духом Христовым и «по мере дара Христова» Он находится в нас.
Теперь Дух Христов, привносит во внутренность детей Божьих, в их сердца, Саму совершенную, личность Спасителя, соединяя прославленного Христа – Главу – с Его телом – Церковью совершеннейшим образом.

1 Ин. 2:27 «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но … самое сие помазание учит вас всему…».

То есть то помазание Святого Духа (Ис. 61:1) (по-гречески – хрисма), которое было на Помазаннике – Христе, теперь излито в нас, находится в нас, чтобы изнутри формировать нас в образ Иисуса Христа, чтобы и нам прославить Отца. Как прославил Он.
Мы можем увидеть какая разительная, потрясающая перемена произошла с учениками Иисуса после излияния Духа Святого в день 50-цы. Ранее Христос потратил около трех лет на обучение апостолов, но, несмотря на то, что их наставником был Бог во плоти, апостолам многое и многое было непонятно, а их вера была весьма шаткой и непостоянной.
До дня 50-цы Дух Святой частично просвещал их через слова Христовы, но теперь Христос посредством Святого Духа находится внутри сокровенной глубине их духа.
Апостол Павел говорит:

2 Кор. 13:5 «…Иисус Христос в вас…».

Теперь слова Учителя звучат изнутри, из глубины сердца, все ранее непонятые слова Христа вдруг стали понятными и ясными. Ранее «несмысленные и медлительные сердцем» (Лк. 24:25) легко, как и их Учитель, проникают в тайны пророчеств и безбоязненно проповедуют так, что знатоки буквы Писания, приметив в апостолах людей некнижных и простых (Деян. 4:13), весьма удивляются им так же, как и ранее премудрости и власти проповеди Христа.

Ин. 7:15 «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?»

Теперь Духом Святым Христос пребывает в учениках, и Христовой премудрости и силе, явленной через апостолов дивится весь Иерусалим. Те кто, казалось, были весьма неразумны, продолжают наставлять несчетное количество душ через написанные ими бессмертные, богодухновенные послания.
В месте с этим в них, как никогда ранее, начал провялятся характер Христа. Робкие и боязливые в час испытания становятся настолько мужественными и стойкими, что не дрогнут и пред палачами Рима. Ранее спорящие между собой о первом месте в Царстве Божьем, становятся кротчайшими слугами народа Божьего.
Все эти и многие другие чудесные перемены произошли с апостолами благодаря поселившемуся в них Христу через Духа Святого.

Вот, что писал о Духе прославленного Иисуса Реформатский пастор Эндрю Мюррей:

«Великий труд, что Христос совершил на кресте - явил могучую силу и полную победу в Своем воскресении и вознесении - позволил силе Божьей, как никогда ранее, сойти с небес и жить в людях. Дух прославленного Иисуса должен был прийти и стать жизнью Его учеников.
Дух прославленного Иисуса не был и не мог быть явлен, пока Иисус не был прославлен (Ин. 7:39).
Этот дар Отца представлял собой нечто новое, совершенно отличное от того, что знали ветхозаветные святые. Действие, произведенное на небе Кровью Христа, когда Он вошел за завесу, было абсолютно новым.
Искупление человеческой природы и ее приобщение к силе воскресения и к славе
Иисуса было яркой реальностью. Принятие нашего человеческого естества через
Христа в жизнь триединого Бога было событием такого непостижимого значения,
что Святой Дух действительно уже более не был только тем, чем Он был (для
народа Божьего) во времена Ветхого Завета.
Святой Дух пришел от Христовой превознесенной человеческой природы, чтобы свидетельствовать нашим сердцам о том, что совершил Христос.
Святой Дух пришел к нам с новой жизнью, которой Он прежде не передавал. Он пришел к нам с этой новой жизнью, как Дух прославленного Иисуса.
Во времена Ветхого Завета Его призывали как Духа Божьего. В Пятидесятницу Он сошел как Дух прославленного Иисуса, низведя с небес и передав нам полноту плода и силу совершенного искупления.
Братья! То, что нам нужно просить во Имя Христа, чтобы наша радость была совершенной, - это исполнение Святым Духом. Это больше, чем Дух Божий во время Ветхого завета. Это больше, чем Дух покаяния и возрождения, который ученики имели до 50-цы.
Это больше, чем дух с еще не открывшимися вполне Христовыми влиянием и силой. Это Святой Дух, Дух прославленного Иисуса в Его превознесении и силе, пришедший к нам, как Дух Вечно живого Иисуса, чтобы открыть в нас Сына и Отца.
О! Нам нужно понять и поверить, что единственная нужда Божьего верного народа —
это быть исполненными Духом прославленного Христа».

Итак, мы наглядно увидели, что нам дано гораздо больше, а следовательно, необходимо помнить наставление Христа, записанные в Евангелии от Луки, в 12 главе:

«от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Увеличение силы и способностей Христовых в нас прямо пропорционально увеличению нашей ответственности перед Господом. Этот принцип явно проиллюстрирован Христом в нагорной проповеди на контрасте между заповедями Ветхого и Нового Завета.
Например, Христос сказал:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5: 21-22, 27-28).

Христос обнажил закон до корней, сделав его крайне острым, но, давая нам такие высокие повеления, Он милостиво позаботился и о средстве, с помощью которого мы можем достигать исполнения Его высочайших заповедей.
Чрез Духа Святого, в Себе Самом Он дал нам Свою силу, Свои способности к исполнению Своих повелений.
Должно Христу возрастать в нас, а нам умалятся, и это возможно только благодаря исполнению Его Духом в постоянной и прибывающей молитве.
Друзья, нам необходим Дух Христов, ведь никаких глубоких перемен не произойдет в нас без вмешательства Святого Духа.
Давайте же ежедневно устремляться к престолу благодати, чтобы быть исполненными силою Духа Иисуса Христа!
 
Фокин М.Н.