Домашняя церковь. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 Образец первой церкви.

Однажды мне задали вопрос: «Ваша церковь называется Реформатской, так что же вы хотите реформировать?» Отвечая на этот вопрос, я хочу сказать, что
прежде всего, мы должны реформировать наши общины, то есть вернуть церковь к тому первому образцу, который мы находим в книге Деяния Апостолов.

Давайте обратимся ко второй главе книги Деяния Апостолов:

«42 …они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

В книге Деяния Апостолов мы находим общину христиан имеющих живое, пылкое и постоянное желание познавать слово Божье. Вместе с этим они не превратились в скучных, сухих и безжизненных людей, оторванных от общения.
Напротив, первая община христиан, оставленная в пример всем будущим поколениям верующих, была исполнена деятельной любовью Божьей друг к другу. Они как родные помогали в нуждах друг другу, они не пытались прежде любить весь мир, помочь всему миру, не пытались объять необъятное.
Они делали то, что заповедовал им Христос, они любили друг друга и тем самым оказали неоценимую пользу неверующим, мир узнал в них учеников Христа, а Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви.
Христиане ясно видели пример в Иисусе Христе: « Который явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоанн 13:1).
Он оставил Своей церкви заповедь, о которой говорится в этой же 13 главе евангелия от Иоанна:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:34-35).
Католический писатель Франсуа Мориак по этому поводу говорил так:
«Христианина следовало бы узнавать по взаимной сердечности: «Посмотрите, как они любят друг друга!» - говорили язычники о первых христианах. Как же мы далеко ушли от этого».
Доктор Мартин Ллойд – Джонс сказал следующее:

«К сожалению, мы видим в наше время, широко распространенны ложные представления о церкви и ее предназначении, но книга Деяний открывает нам истинную картину: церковь предназначена для общения».
Члены первой общины хотя и посещали храмовое богослужение, все же не были оторваны от теплоты домашних собраний с причастием. Они непрестанно пребывали в общении, собирались в домах друг у друга, как одна большая любящая семья, за совместным столом « принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Дн. 2:46).
Размышляя о первой общине, как о единой семье Божьей, невольно вспоминаешь первую пасху, оставленную как прообраз, нашедший свое воплощение в христианской общине, которую мы находим в Деянии Апостолов.

Исх. 12:3 «Скажите всему обществу сынов Израилевых: …пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне».

Итак, в книге Исход, в 12 главе, мы находим многочисленный народ Божий, празднующего Пасху по семействам в своих домах. Народ Божий был собран за одним столом вокруг пасхального агнца, который символизировал святого Агнца Христа.
Из рассмотренных нами отрывков Священного Писания можно увидеть, что народ Божий, как в ветхом, так и в новом завете, это одна любящая семья, собранная в доме вокруг Христа за одним столом Небесного Отца.
    В наше холодное, разобщенное время христианам необходимо обратить особое внимание на то, какую важную роль в ранней церкви играл христианский дом.
Во-первых, мы видим, что служение Христа было тесно связано с жилищем людей, Его проповедь не была оторвана от семьи, быта, дома.
Христос любил проповедовать в домах. Нередко мы читаем, как Он возлежит за столом в доме и презренных мытарей и почитаемых фарисеев, беседуя с собравшимися в этом доме многочисленными людьми.
Например, в Евангелии от Луки в 5-й главе мы читаем:

« 29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».

Далее в 19 главе Евангелия от Луки Христос обращается к начальнику мытарей Закхею:

«5 …Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью».

В Евангелии от Луки, в 7 главе, мы находим Христа, возлежащим за столом у почетного фарисея:

«36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег».

Когда Христос посылал учеников на проповедь, Он повелел им идти в дома людей и останавливаться в этих домах.

 
В Евангелии от Луки, в 10 главе, мы читаем:

«5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои».

Итак, проповедь евангелия распространялась прежде всего от дома к дому, а значит, от семьи к семье. На страницах Деяния Апостолов мы видим Петра проповедующего в доме Корнилия всем его родным и друзьям, видим Павла в доме Лидии, крестящего ее и всех домашних ее, а затем проповедующего в доме темничного стража и крестящего его и всех домашних его. Евангелие покоряло семью за семьей, дом за домом, именно так церковь выросла в многочисленный народ Божий. После дня пятидесятницы апостолы, исполненные Духом Святым, продолжили свою проповедническую миссию, они учили, как в храме, так и в домах христиан.

« И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об
Иисусе Христе» (Дн. 5:42).

Ранняя Церковь не довольствовалась лишь одной проповедью, сказанной на воскресном богослужении. Если бы этого было достаточно, то апостолы не тратили бы напрасно свое драгоценное время, проповедуя в домах верующих.

Апостол Павел, обращаясь к Ефесским пресвитерам, напомнил:

«… я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам» (Дн. 20:20).

Дорогие друзья, прекрасно, если у нас есть свои церковные здания, дома молитвы, храмы, и мы можем в них торжественно поклоняться в день Господень. Но если мы считаем, что достаточно собираться только в Церковном здании один раз в неделю, тогда мы тем самым заявляем, что апостолы занимались ненужным делом, наставляя народ Божий не только публично, но и по домам.
Нередко люди неверующие или же формально религиозные любители так называемой «высокой» церкви заявляют, что истинная церковь собирается в красивых храмах, а по квартирам и домам проводят собрания жалкие сектанты.
Такое мнение не ново, оно бытовало у язычников в Римской империи об истинной церкви Христовой. Неверующие римляне называли христиан атеистами, так как у церкви не было пышных храмов на подобии языческих, не было ни статуй, ни других предметов поклонения. Собирались они для богослужения в своих домах, а в дни гонений — в катакомбах. Евангельская простота богослужений стала одной из причин, вызвавшей презрение, ненависть и гонение со стороны гордого, языческого Рима.
Мудрый Екклесиаст говорит:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).

Гордые и нерожденные свыше люди будут сторониться тесного христианского общения, им всегда ближе холодный, но красивый храм, чем теплое христианское общение в семье Божьей, именуемой церковью Христовой.
Истинные верующие никогда не будут удовлетворенны только формальным богослужением, они стремятся собираться вместе для совместного изучения слова Божьего, общения и молитвы, как это делали первые христиане.
Писание же, ободряет нас в этом, говоря нам через века устами святого Апостола Павла:

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
…и домашнюю их церковь» (Рим.16:3-4).

«Приветствуйте … Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол.4:15).

Те, кто призирают домашнюю церковь, называя ее сектой, презирают самого Апостола Павла и его сотрудников во Христе Иисусе, которые трудились в церквах, собирающихся в их домах.
Если же мы открываем свои дома для общения с нашими братьями и сестрами, для проведения христианских собраний, мы тем самым уподобляемся сотрудникам Апостола Павла, которых он приветствует.
Дух Святой вопреки гордости и превозношению этого мира провозглашает: «ПРИВЕТСТВУЙТЕ ДОМАШНЮЮ ЦЕРКОВЬ!».
Образование домашних христианских собраний должно только приветствоваться в церкви Христовой.
Конечно же, эти домашние собрания ни в коем случае не должны противопоставляться общим воскресным собраниям. Так же нельзя домашние собрания пускать на самотек, ими обязательно должны мудро руководить зрелые, законно призванные и подготовленные Церковью служители.
Важно отметить, что первая церковь была церковью молитвы «…они постоянно пребывали … в молитвах » (Дн. 2:42).
Первые христиане любили молиться и поэтому свободно предоставляли свои дома для молитвенных собраний. Этим во многом объясняется секрет их силы и благочестия.
Например, великое чудо освобождения Петра из темницы связано с молитвой о нем церкви, собравшейся в доме Марии матери Иоанна, где многие собрались и прилежно молились о нем Богу (Дн. 12:5, 12). Верующие не стали дожидаться воскресного богослужения, чтобы молиться за Петра, но собрались в доме и усиленно и ревностно молились о нем, даже до наступления ночи. Они были исполнены Святого Духа, поэтому молились легко и свободно.
Пока молитву не прервал стучащий в дверь Петр, чудесно освобожденный ангелом из темницы.
Как нам не хватает подобных молитвенных собраний, через которые будет явленна сила Божья.
    К сожалению, многим современным христианам мешает объединиться для более тесного молитвенного общения с другими христианами их гордыня.
Дело в том, что в истинной церкви будут собраны люди различных возрастов, различного социального статуса, в ней будет немного мудрых, благородных, богатых, знатных, сильных, известных, по мирски интересных людей.
Апостол Павел был человеком выдающегося ума и величайшей силы духа. Ему не было равных в церкви, но он с радостью и жаждой спешил общаться с этими простыми верующими, за которых умер Христос.
   Гордый римлянин смотрел на общину христиан с презрением, считая в церковь религией бедных и рабов. Апостол Павел видел в этих чаще всего простых и бедных людях члены тела Иисуса Христа, он видел в них сосуды, исполненные драгоценным Святым Духом.
Христос умер за церковь, Павел настолько возлюбил церковь, что радовался своим страданиям за нее. Кем же себя считают те, кто, называясь христианами, пренебрегают общением с телом христовым?
Дорогие братья и сестры, в завершении я хочу призвать вас к усердной молитве о том, чтобы Бог совершил в наших церквах реформацию, преобразовав наши общины в ту церковь, которую мы находим в книге Деяния Апостолов.
 
Фокин М.Н.