Что Есть Вера? Гай Ричард (Guy Richard).
Богословие - Статьи


«Я верю, верю. Знаю, что это глупо, но верю!» Эти хорошо известные всем слова Сюзанны Уолкер из популярного рождественского фильма «Чудо на 34-й улице» (1947). Они хорошо иллюстрируют то, как вера обычно преподноситься нашей культуре: в виде слепого прыжка во тьму или как вера ради веры, без каких-либо оснований.

Такой взгляд на веру, тем не менее, совершенно не соответствует тому, чему нас учит Библия. Писание говорит, что настоящая вера не беспочвенна и не глупа. Это не тупое следование правилам и не руководствование непостоянным чувством близости к Богу. Эти вещи также не похожи на веру, как и не похож на веру выбор из толпы человека наугад, чтобы он сделал вам операцию на сердце. Это не вера, это прямая и откровенная глупость. Что же такое вера? Исторически ортодоксальные христиане выделяли в этом вопросе три элемента, которые вместе и составляли собой спасительную веру. Для их обозначения они использовали слова: знание, согласие и доверие.

Знание.

Первый элемент спасительной веры — знание, указывает на то, что настоящая вера должна быть верой во что-то. Другими словами, в ней должно быть разумное содержание. Она не может быть пустой или слепой, но должна опираться на знания о неких основополагающих истинах. Во всех частях Библии есть места где вера связывается со знанием — люди верили, потому что им становилось что-то известно. Хорошим примером может послужить Рим. 10:9 «Ибо если... будешь... веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». А также Ин. 20:30 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». В этих примерах мы видим, что у веры есть доктринальное содержимое. Вера означает уверенность в некоторых положениях. В приведённых примерах это вера в воскрешение Христа и в то, что Он является сыном Бога.

Согласие.

Второй элемент спасительной веры — это согласие. Этот элемент относиться к разумной убеждённости в том, что знание, которым человек обладает, на самом деле истинно и полезно. Не достаточно только знать что-то. Надо также верить в то, что эти знания соответствуют действительности и на самом деле нам необходимы. Мы можем увидеть как об этом говориться в таких отрывках Библии как Ин. 5:46-47; 8:31-38, 46-46; 10:37-38; 14:11.

Доверие.

Третий элемент спасительной веры — доверие. Этот элемент далеко превосходит по важна два остальных. Без него, вера — это всего лишь работа мозга, подобная «вере» демонов, которые знают всю истину об Иисусе, но не доверяют Ему, поскольку ненавидят то, что знают (Иак. 2:19; Мф. 8:29). Этот элемент состоит из личного доверия Христу, такому, каким Он показан в Евангелиях, и надежды на спасение только через Него одного. Его видно в тех отрывках, которые говорят о вере в Иисуса (например Ин. 3:15-16; Рим. 9:33; 10:11), а также в тех местах, где упоминается упование на Христа (Пс. 70:5-6; Прит. 3:5-6), «взирание» на Него (Ин. 6:40; Евр. 12:1-2) и посвящение себя Ему (2 Тим. 1:12; Мф. 11:28; Пс. 36:5).

Пример действия трёх элементов.

Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Допустим три человека оказались в ловушке посреди минного поля. И один из них, выбрав направление наугад, пошел по нему без дальнейших размышлений. Это как раз является примером глупости, а не веры. Настоящая вера не слепа, а основывается на знаниях.

Пускай к оставшимся прилетел вертолёт, и стал указывать им безопасную дорогу. И один из оставшихся принял указания пилота за истину и сразу же пошёл по указанному пути. Но это тоже не пример настоящей веры, хотя действия этого человека и основывались на знаниях (информация от пилота) и согласии со знаниями (человек посчитал, что эта информация истинна и полезна для него). Но его действия тоже можно назвать слепыми, поскольку они основаны на непроверенной информации полученной от незнакомца. К тому же в его вере отсутствует наиболее важный элемент веры — личное доверие говорящему.

Итак, пусть, оставшийся человек стал спрашивать пилота, откуда он узнал безопасный путь через минное поле, почему он хочет ему помочь и насколько он уверен в том, что сможет провести его через мины без вреда? Пусть он также стал спрашивать об общих знакомых или друзьях и даже стал проверять насколько информация, полученная от пилота верна, бросая предметы в указанном направление, чтобы понять есть ли там мины. Оставшийся человек делал это для того, чтобы понять может ли он доверять пилоту вертолёта. И это доверие, построенное и на знаниях, и на согласии, представляет собой настоящую веру. Такая вера вовсе не глупа, она очень даже разумна.

Вера, проявляющая себя в делах.

И там, где присутствуют все три элемента, их действие будет обязательно являть себя в делах. Если мы посмотрим на вышеприведённый пример, то увидим, что вера людей (или её отсутствие) была видна в их поступках. Если бы они решили остаться на месте, отказались бы следовать полученным инструкциям или пошли в том, направлении, которое выбрали бы сами, то они показа ли бы своё неверие. Но они доверились человеку в вертолёте и пошли туда, куда он указал. Они последовали за ним (см. Ин. 14:15). И действия, последнего человека, продемонстрировали нам настоящую веру.

Когда знание, согласие и доверие собираются вместе — рождается настоящая вера, из которой неизбежно следуют добрые дела. Они не часть веры, они её последствия. Только верой можно получить Божий дар — оправдание. И такая вера никогда не будет одинока, её всегда будут сопровождать добрые дела.

 

 

www.ligonier.org