НЕОДОЛИМАЯ БЛАГОДАТЬ. Фрэнк B. Бек
Богословие - Статьи

 

  Мы исходим из следующих фактов.
  # Все человечество полностью развращено и лишено славы Божией (Рим.3.10-12), находится в беспомощном и безнадежном положении (Пс.50.7), ибо люди не желают знать истинного Бога (Иов 21.14).
  1. Бог имел полное право оставить людей в этом ужасном состоянии на вечные муки (Мтф.25.46). Но Он не сделал так. По Своей великой благодати Он избрал некоторых из погибшего человеческого рода к вечному спасению (Ис.45.17) «в похвалу славы благодати Его» (Еф.1.4-6). Остальных Он оставил погибнуть в их грехах в похвалу славы Его правосудия.
  2. За этих избранных пришел в мир и умер Иисус Христос (Рим.5.8), за их грехи (1 Кор.15.3), во их замещение (1 Пет.2.24), взяв на Себя их грехи и даровав им Свою праведность (2 Кор.5.21).


  Таким образом, все это установлено по воле Всемогущего и Всевластного Бога, поступившего, как Ему угодно  (Пс.115.3). Теперь мы должны остановиться и спросить: что здесь оставлено на ненадежную волю и прихоть человека? Если хоть что-то, что все остальное будет под вопросом. Соответственно, если греховный человек спасается сам, не по определению и воле Бога, то Его воля исполнится, а если он погибнет, то Бог потерпит поражение! Его руки связаны, и у Него ничего не вышло. Мы не будем произносить это богохульство!

Бог не строит башню, чтобы, когда фундамент заложен, обнаружилось, что Он «не смог закончить» (Лк.14.28-29). Бог не будет уходить от твердыни человеческого мятежа, чтобы после избрания, предведения и предопределения, после окровавленного Голгофского Креста, мук, ран, крови, боли и смерти обнаружить, что человек отказывается от спасения и не хочет быть возрожденным (Лк.14.31-33). Бог не построил половину моста ко спасению, чтобы сделать Свою часть, а все остальное оставить грешникам, мертвым по преступлениям и грехам (Еф.2.1). Бог, Который постановил спасение Его избранных, умер для того, чтобы  "спасти людей Своих от грехов их". Тот факт, что Он спасет их, мы называем неодолимой благодатью.
 
Значение неодолимой благодати
 
Слово «сопротивление» в европейских языках – латинском, французском и английском – имеет смысл «отбросить назад», «воспрепятствовать силой», физической или ментальной. Слово «благодать» в этих же языках имеет не только значение милости, но и оттенок «пользы». Богословски это означает, что любовь Бога во Христе неотразимо действует в избранных, когда Богу угодно открыть Своего Сына в них (Гал.1.15-16). «Следует признать, что если действенная благодать является осуществлением власти Всемогущего, то она неотразима» (Hodge C. Systematic Theology. V.2. Grand Rapids,1952. P.687). Сила благодати есть сила Божия. Уже поэтому вполне уместно говорить о неодолимой благодати – если мы говорим о неодолимости Бога (Cole C. D., Definitions of Doctrines. Lexington, 1968. Р. 84) ! Поэтому Он «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим.9.18).
 
Служение неодолимой благодати
 
Мы живем в эпоху, когда поверхностный евангелизм подменяет «славное благовестие Божие» (1 Тим.1.11), снижает и упрощает его, чтобы свести его к тому, что Бог ждет спасения, а не совершает его в силе, которая есть Его сила ко спасению (Рим.1.16), которая (а не вера самих верующих!) приводит к Нему избранных (1 Пет.1.23). Я повторяю, Евангелие Христово есть сила Божия ко спасению! Ничто не может остановить его. Тот, кто проповедует иные евангелия, да будет анафема (Гал.1.6-9). Если Божией благодати можно успешно противостоять, то можно успешно противостоять БОГУ, и такой Бог не больше, чем вымысел, подверженный сбоям и немощи. Именно таков Бог проф. Вергилиуса Ферма, который пишет: «Для Бога возможен опыт ада. Бог в аду всякий раз, когда Он терпит разочарование, не имея возможности спасти человека от зла» (Gordon E. An Ecclesiastical Octopus. Boston,1948. Р. 152-153, quoting from the Crozier Quarterly, Jan. 1946) 

В отличие от этого наш Искупитель заявляет: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Мтф.28.18). Зло, демоны и сам дьявол не имеют никакой власти, если Бог в по Своим суверенным целям не дает им ее, чтобы они пребывали во зле до конца. «Ты не имел бы никакой власти надо Мной, если бы не было дано тебе свыше» - сказал Спаситель Пилату (Иоан.19.11). Поль Арвис однажды сказал, что дьявол не может моргнуть, если Бог этого не позволит!

Сын Божий имеет всю власть, чтобы Его благодать спасения для всех Его избранных восторжествовала. Христос приведет Своих овец (Иоан.10.16). не попытается привлечь, но вернет их! Ибо Он сказал: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12.32). Христос сделает это. Не попытается, а сделает! Поскольку не все люди без исключения обратятся к Спасителю, вывод тот, что речь идет о всякого рода людях без различия расы, положения в обществе, возраста, то есть для всех избранных. Овцы должны услышать голос Христа (Иоан. 10.16, 27). Все, что Отец дал Христу, придет к Нему (Иоан. 6.37). Каждый придет. Ничто не сможет остановить избранных. «Бог не только открыл Себя для ударов, но Он может и нанести их, стучась и прося» (Августин). «Блажен человек, которого Ты избрал и привлек к Себе» (Пс.65.4).

Придут те, кто «предуставлены к вечной жизни» (Деян.13.48). «Это установление Божие. Греческое слово имеет страдательный залог. Оно не может относиться к действию уверовавших. И этот акт действенен, ибо все, что было предустановленно, сбудется. Тэйер говорит, что стих означает не меньше, чем «те, кому было назначено получить жизнь вечную» (Simmons T P. The Biblical Doctrine of Election. P.18).
Бог призывает всех, кого Он предопределил, и каждого из них также оправдывает (Рим.8.29-30), и это также означает, что Христос пролил Свою кровь за них, поскольку они «оправданы кровью Его» (Рим.5.9) и что они (каждый в обязательном порядке) будут верить во Христа, в противном случае они не будут оправданы (Рим. 5:1).

Эта неотразимая благодать Божия свидетельствует о себе и тогда, когда Христос призывает Своих учеников к апостольству. Кого Он зовет неодолимой благодатью, те приходят к Нему (Мк.3.13).
Может ли грешник принять Христа по своей воле, по своему природному желанию? «Не от хотения плоти, не от хотения мужа» (Иоан.1.12-13). Грешник весь есть плоть (Рим.8.7-8), До тех пор, пока он не родится вновь по воле Святого Духа (Иоан. 3.6-8), он имеет только одну природу – плотскую. По Иоан.1.13, до рождения от Бога и принятия Христа он не имеет ничего, кроме плоти, ибо он не рожден от Бога. Когда Христос призвал Закхея, тот поспешно сошел и принял Его с радостью" (Лк. 19.5-6). Christ gives eternal life to as many as the Father gave Him (John 17:2). Христос дает вечную жизнь всем, кого Отец дал ему (Иоан.17.2). Он не просто предлагает Себя мертвым грешникам, это было бы бессмысленным и бесполезным. Скорее, Искупитель оживотворяет их по слову Своему (Иоан.5.21). Христос не стоит у греховных сердец в недоумении, как изгнанный попрошайка. Господь открывает их сердца (как в случае с Лидией, Деян.16.14). Откр.3.20 относится не к отдельному грешнику, а к Церкви. Христос есть все во всем, и только Богу слова, Soli Deo Gloria (1 Кор.10.31).
 
Непонимание и искажения неодолимой благодати
 
«Неодолимая благодать относится не к природной свободе творения, а к развращенному состоянию; она сбрасывает с него оковы, но не разрушает его характер» (Ness K. Antidote Against Arminianism
http://www.geocities.com/Heartland/9170/ANTE.HTM). Здесь нет фатализма. «В соответствии с августинианской схемой, избранные обладают всеми преимуществами и возможностями обеспечения их спасения, которые, в соответствии с любой другой схемой, предоставляются для человечества в целом» (Hodge C. Op.cit. V.2. P.643).

Возражают, что благодати Божией можно сопротивляться. Мы признаем, что Писание учит этому, и мы никогда не говорили иначе. Стефан не ошибся, говоря отвергшим Христа евреям: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы вечно Духу Святому противитесь!» (Деян.7.51). Но мы утверждаем, что Святому Духу нельзя успешно противиться. «Божия спасающая благодать и действенное призвание неотразимы не в том смысле, что им никто не сопротивляется, но в том, что им нельзя успешно сопротивляться» (Strong A.H.. Systematic Theology. Westwood,1907. P.793).

Противоположный взгляд состоит в том, что «спасающая благодать является универсальной» (Piper F. Christian Dogmatics. V.2. St.Louis,1957. P.21). Но тогда это НЕ домостроительство благодати, ибо оно не спасает всех, а раз так, то это вообще не благодать. Это предложение благодати или потенциал, но не спасающая благодать! Пайпер признает это: «Писание, однако, учит, что благодать не только позволяет человеку поверить и дает на это право, но что она предшествует самому акту веры (Фил.1.29: «вам дано поверить» (Ibid. P.32). Но если  это благодать, и она носит универсальный характер (и не только для избранных), то почему бы ей не произвести спасающую веру во всех людях?

Как утверждается, «когда Бог действует в слове, люди могут оказывать Ему сопротивление; Христос говорит людям: придите ко Мне (Мтф.11.28), и, учитывая, что сопротивление возможно, Он делает вывод: «вы не хотите» (Мтф.23.37 ЕМВ). Но когда Христос явится в Судный день и Его величие откроется во славе, никакое сопротивление не будет возможным, ибо «пред Ним соберутся все народы» (Мтф.25.31-32)» (Ibid. P.30). О чем идет речь? Когда Христос призывает ко спасению, Ему можно сопротивляться, а когда Он призовет всех пред Лицом Своим и будет судить в последний день, то нет, ибо это уже не будет использованием Его слова? Не нечестиво ли это? Разве суд Христов более могуществен, чем Его призыв ко спасению? Должны ли мы превозносить власть Его правосудия сверх Его воли ко спасению? Если призыву Христа ко спасению можно сопротивляться, то почему нельзя сопротивляться призыву к осуждению?

Очевидно, что эта теология всеобщей спасающей благодати является противоречивой. Достойно сожаления, что такой благочестивый человек, как Мартин Лютер, не видел этого, когда писал в 1528 г. письмо неизвестному лицу: «Бог семогущий знает все, и все действия и мысли всех существ происходят в соответствии с Его волей»? Но затем он добавляет: «Тем не менее, Его воля и искренняя цель, по сути, Его заповедь от вечности, состоит в том, чтобы спасти всех людей» (цит. по: Piper F. Op.cit. P.43).  Вот вопиющее противоречие. Если это Божия воля и цель, и даже заповедь, и указ от вечности спасти всех людей, то все должны быть спасены, ибо все действия и мысли всех существ происходят в соответствии с Его волей. Тем не менее этого не происходит. Ошибка в том, что теория универсальной благодати – это теория отразимой благодати. Чтобы уничтожить противоречие, Лютер заявлял, что оно только кажущееся! (Dorner J. Geshichte der protestantischen Theologie. Repr. N.Y.,1965. P. 206).

Как известно, в настоящее время лютеранская Церковь поддерживает это учение о благодати. Каким образом она объясняет его? Никак. Почему не все люди возрождаются и спасаются? Лютеранская церковь отказывается отвечать на вопрос. Фактически она запрещает отвечать на него и размышлять о нем, заявляя: «Ни один зрелый теолог не будет потворствовать таким спекуляциям» (Piper F. Op.cit. P.32).

К сожалению для сторонников этой точки зрения, она приписывает Богу следующую позицию: «грешники спасутся не так, как Я хочу, а так, как они хотят» (Boerttner L. The Reformed Doctrine of Predestination. Grand Rapids,1932. P.171). «Я бы с радостью помог им, говорит Господь, и потому Я послал им Сына Своего, но их сердце ожесточилось настолько, что нет моей воли их спасать» (Luter Werke 7.195). Это все равно, что заявить, вопреки Писанию, что спасение от желающего и подвизающегося, а НЕ от Бога милующего (ср.Рим.9.16)! Поскольку все люди от природы выступают против Божьей воли и спасения, никто из них не придет ко Христу, чтобы жить (Иоан.5.40). Если Божья благодать не является непреодолимой, и все люди по своей природе противостоят Его милости, то каким образом вообще можно спастись? Этот взгляд потребует от спасенных молиться примерно так: «Боже, благодарю Тебя, что Ты дал мне способность спастись, хотя я заслуживал этого не больше, чем Иуда» (Ness K. Op.cit.). Мы хотим призвать всех, кто проводит точку зрения о всеобщей отразимой благодати: просите Бога открыть глаза ваши, чтобы увидеть, что Он прав (Пс.118.18)!

Давайте сделаем выводы. Джек и Джон одинаковые грешники. Джек уверовал, Джон не верит. Популярный фундаментализм считает: Джек уверовал по своей воле, Джон по своей воле отверг, Джек начал прилагать усилия и сотрудничал с Божьей благодатью, а Джон – нет. Или у лютеран: оба не в состоянии «сотрудничать», но Джон упорно сопротивляется, а Джек – нет. Кальвинисты на это скажут, что «Джек возрожден спасающей благодатью по Божией суверенной воле, а Джон – нет» (Hodge A. Outlines of Theology. N.Y.,1860. P.448).
Аминь.