Мартин Лютер. Способ и плоды оправдания
Богословие - Статьи

The Worlds Great Sermons. V.1. N.Y.,1908. P.113-145

Гал.4.1-7

Этот текст касается самой сердцевины учения Павла. Причина того, почему его лишь немногие сколько-нибудь понимают, не в том, что он темен и труден, но в том, что люди лчень мало знают о вере, пришедшей в мир; но без этого невозможно понять Павла, который везде рассматривает веру с такой серьезностью и силой. Я должен поэтому говорить таким образом, чтобы этот текст стал вполне ясен, и для большего удобства я сделаю предварительные разъяснения.

Во-первых, поэтому, мы должны понимать учение, в котором говорится о добрых делах, как значительно отличающееся от того, которое трактует оправдание, ибо  как есть большая разница между сущностью и ее действием, так она есть между человеком и его делами. Оправдание относится к человеку, а не к его делам; человек либо оправдан и спасен, либо обвинен и осужден, а никак не его дела. Для благочестивого не является противоречием то, что человек оправдывается не делами, но праведность должна прийти из другого источника, нежели дела. Когда Моисей пишет об Авеле, что "Господь призрел на Авеля и на дар его", он сначала имеет в виду самого Авеля, а лишь затем его дар; Авель был вполне праведен и угоден Богу, и ради этого было принято и его приношение, а не его жертва сделала его праведным.  Опять же, у Бога не было никакого расположения к Каину, а потому и к дару его, и поэтому вы видите, что сначала имеет значение работник, а уж затем работа.

Из всего этого следует ясно понять, что никакие дела не могут быть приемлемыми для Бога, если Им прежде не принят тот, кто делает, и никакие дела не отвергнуты Им, если не отвергнут тот, кто делает. Я думаю, что эти замечания будут достаточными сейчас в отношении этого вопроса, ибо из них легко понять, что есть два вида дел - совершенные до оправдания и после него, и что только эти последние являются действительно добрыми делами, первые же лишь кажутся хорошими. Именно это производит такое разделение между Богом и ложными святыми, исполненными высокомерия ума и настоящей ярости против Святого Духа, и об этом разделении говорит почти все Писание. 

Господь в Своем Слове определяет все дела, совершенные до оправдания, как злые, каковы они для людей - это не имеет значения, ибо необходимо, чтобы прежде был оправдан сам человек. Опять же, Бог определяет всех людей, которые не возрождены, и имеют лишь ту природу, которую они получили от своих родителей, без каких-либо изменений, как нечестивых,  точь-в-точь по поговорке: "Все люди лжецы", ибо они не в состоянии выполнять свои обязанности, и делать то, что они должны делать; "все помышления их сердец есть зло во всякое время", и ничего другого они и не могут сделать, если их сердце, как источник всех их дел, повреждено грехом. Есть дела, которые внешне кажутся хорошими, но на самом деле они не лучше, чем дела Каина.

Здесь опять же надо сказать, что наш ум, который кажется на удивление мудрым, на самом деле неразумен и слеп, и упорствует против своего Бога, упрекая Его во лжи, и пробавляется глупостью и бесчестием, когда полагается на свой характер, свободную волю и силы природы, на книги язычников и учения человеческие, утверждая, что, в отличие от Каина, благочестивый человек оправдывается добрыми делами, и Бог ценит сначала дела, а потом работника.

Такое учение теперь господствует почти везде в школах, училищах, монастырях, где настоящей святости не больше, чем у Каина. От этой ошибки в результате происходит другая: те, кто приписывает так много делам и не считают нужным признать, что делатель хорош, только когда он оправдан, идут так далеко, что они приписывают все заслуги и праведность делам, совершенным до оправдания, а не делам веры, ссылаясь при этом на Иакова, говорящего, что вера без дел мертва.

Эту фразу апостола они явно понимают неправильно; им мало полагаться на веру, но они всегда держатся за свои дела, и в результате этого думают, что могут что-то у Бога заслужить, и убеждены, что своими делами они получат Его расположение, и, таким образом, они постоянно противятся Богу, показывая себя потомством Каина. Бог сначала призрит на человека, а потом на его дела; Он принимает дела человека ради него, люди же требуют, чтобы за свои дела человек был принят и увенчан.

Что надо сказать на это? Каким образом ты можешь стать праведным и угодным Богу?  Как тебе достичь этого идеального оправдания? Евангельский ответ гласит, что для этого необходимо, чтобы ты услышал Христа и полностью положился на Него, отвергшись самого себя и не доверяя собственным силам; таким образом, ты из Каина станешь Авелем, и будучи принят сам, принесешь дары, приемлемые Господу. Через эту веру, которая оправдывает тебя, если ты наделен ею, Господь возлагает все твои грехи на Посредника Христа, Сына Его, на Которого уповает верующий. Кроме того, он дает к такой вере Своего Духа, Который меняет человека и создает его заново, давая ему другой разум и другую волю. 

Такой человек не производит ничего, кроме добрых дел. Поэтому для оправдания не требуется ничего, кроме как услышать Иисуса Христа нашего Спасителя, и верить в Него. И это дело не природы, но благодати. Таким образом, тот, что стремится достичь этих вещей по делам затворяет путь к Евангелию, к вере, к благодати Христа, к Богу и ко всем вещам, которые помогают во спасение. Опять же, чтобы достичь действительно добрых дел, ничего не требуется, кроме оправдания; и только тот, кто его имеет, совершает добрые дела, и никто другой.

Из сказанного ясно, что здесь начало, а что следствие, и каков порядок спасения человека.  В первую очередь необходимо, чтобы ты услышал Слово Божье; далее, чтобы ты уверовал, чтобы ты совершал добрые дела, и, наконец, ты будешь спасен и счастлив навеки. Тот, кто меняет этот порядок, без сомнения, не от Бога. Павел также описывает это, говоря: " всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? и, как веровать в Того, о Ком не слыхали? и, как слышать без проповедующего? и, как проповедовать если не будут посланы?". Христос учит нас молиться Господу жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою, то есть искренних проповедников.

Когда мы слышим, как они проповедуют истинное Слово Божье, мы можем верить; именно эта вера оправдывает человека и делает его действительно благочестивым, так что теперь он призывает Бога в Духе Святом, и совершает добрые дела, и, таким образом, становится спасенным человеком.  Таким образом, он будет веровать, спасен будет, но делающий без веры будет осужден, как Сам Христос говорит, что неверующий уже осужден, и никакие дела ему не помогут.

Некоторые говорят: теперь я постараюсь стать благочестивым. Достойно, конечно, что мы стремимся к тому, чтобы вести честную перед Богом жизнь, и делать добрые дела. Но если вы спросите таких людей, как они хотят стать благочестивыми и какими средствами мы можем достичь этого, они отвечают, что мы должны поститься, молиться, часто посещать храмы, избегать многих грехов и так далее. Кто-то становится монахом-картузианцем, а другой избирает иной орден или становится священником; некоторые истязают свою плоть ношением власяница, а другие бичуют свои тела бичами, и по-разному поражают и мучают себя, но они потомство Каина, и дела их не лучше, чем у него, ибо они продолжают быть тем же самым, чем они были раньше, то есть нечестивыми и без оправдания; они изменили только свои внешние дела, одежду, местопребывание и тому подобное.

Они мало думают о вере, они предлагают лишь дела, которые им кажутся хорошими и дающими возможность добраться до небес. Но Христос говорит: подвизайтесь войти через тесные врата, ибо многие поищут войти и не смогут. Почему так бывает? Потому что люди даже не знают, что это за узкие врата, ибо это вера, которая сводит человека к ничто или по крайней мере делает его столь ничтожным в собственных глазах, что он просто не может больше доверять своим делам, но зависит только от милости Божией и готов ради Него все оставить и все перенести.   Ложные же святые из потомства Каина думают, что их добрые дела и есть эти узкие врата, и поэтому они не могут войти во врата настоящие.

Когда мы начинаем проповедовать о вере тем, кто полагается на свои дела, они смеются над нами и шипят, и говорят: ты считаешь нас турками и язычниками, которых надо учить, что такое вера? Что, никому из священников, монахов и монахинь это не известно? И кто не знает, что он должен верить? Все грешники это знают. После такого воодушевления и возбуждения они думают, что сами обильно наделены верой, и теперь они должны быть совершенны и могут делать самые лучшие дела. Они считают веру столь малым делом, потому что они не знают, что такое вера, и почему только она оправдывает.  Они называют верой простое доверие к тому, что они слышали о Христе; но такую веру имеют и бесы, и все же они не оправданы.

Именно таково, увы, мнение многих людей. Верить, считая правдой те вещи, что проповеданы о Христе, не достаточно для признания тебе христианином; но ты не должен сомневаться, что ты из числа тех, кому даны все преимущества Христа. Тот, кто верит, должен ясно признать, что Он есть святой, достославный, праведный Сын Божий, и что Он может спасти, и что при этом спасение - не наша заслуга, а просто милость Божия, излитая на нас ради Христа, которая настолько богата и обильна, что и тех, кто буквально утопал в грехе, она может освятить и сделать детьми Божиими.
Поэтому, христианин, берегись сомнений в том, что ты Божие дитя,  и, следовательно, праведен по благодати Его; пусть весь этот страх и забота упразднится.

Тем не менее ты должен испытать страх и трепет при мысли, что лишь если ты будешь продолжать таким образом, то сможешь устоять до конца;   но ты не должен делать это так, как если бы от твоих сил зависели праведность и спасение, а не от благодати, которой ты единственно должен доверять.  Но когда ты знаешь, что все это по благодати, и что вера твоя тоже дар Божий, ты будешь иметь дело со страхом и знать, что искушения будут пытаться отвадить тебя от этой веры.

Каждый верой уверен в этом спасении; но мы должны иметь заботу и страх, чтобы мы стояли и упорствовали, полагаясь на Господа, а не на свои силы. Когда те, кто из рода Каина, слышат о вере, понятой таким образом, они поражаются нашему безумию, как им кажется. Бог да хранит нас от того, говорят они, чтобы мы утверждали, чтобы мы святы и благочестивы; мы должны быть далеки от такого высокомерия и безрассудства, мы несчастные грешники, мы не в своем уме, если усваиваем себе святость.

Таким образом, они издеваются над истинной веры, и считают такое учение отвратительным заблуждением, и таким образом пытаются потушить Евангелие. Это те, что отрицают веру Христову и преследуют ее по всему миру, и о них Павел говорит: "в последние времена многие отступят от веры и т.д.", ибо мы видим, что таким образом настоящая вера везде преследуется; она не только не проповедуется, но запрещается и осуждается. Папа, епископы, школы, монастыри и университеты более пятисот лет гонят ее с общего согласия и упрямства, которое завело множество людей прямиком в ад. 

Если же кто-то выскажется против восхищения, или скорее безумства этих людей, и скажет, что мы считаем себя святыми потому, что доверяем благости Бога, Который оправдывает нас, или, как молился Давид: "Храни меня, Господи, ибо Ты освятил меня", или как говорит Павел: "Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии". На это они отвечают, что пророк и апостол не будут прямо учить нас в этих словах, или давать нам пример, которому мы должны следовать, но что они, будучи особым образом просвешены, получили такое откровение о себе. Таким образом, они искажают Писание, в котором прямо утверждается, что верующие святы, заявляя, что это учение писано не для нас, но что это особое чудо, которое не принадлежит всем. Но это фантазия их больных умов.

Опять же, они считают, что они должны быть праведными и святыми своими делами, и что только так Бог подаст им спасение и вечное блаженство. По мнению этих людей, долг христианина считать, что мы должны быть праведными и святыми нашими делами,  но убеждение, что эти вещи даны по милости Божией, они осуждают как еретическое. По сути они приписывают своим делам то, что никак не хотят усвоить благодати Божией. Те, кто наделены настоящей верой и опираются на милость Господа, радуются святой радостью и с радостью творят добрые дела, не такие, которые делают потомки Каина, как притворные молитвы и посты, ношение рваной одежды и тому подобные мелочи, но настоящие добрые дела, из которых другие люди получают пользу.

Возможно, некоторые благочестивые люди подумают: если это так, и добрые дела никак не могут спасти нас, то с какой целью нам дано так много заповедей и для чего Бог требует от нас им повиноваться? Данный   текст апостола дает решение этого вопроса, и поэтому мы должны в него вникнуть. В Послании к Галатам Павел учит христиан, соблазненных лжеапостолами, которые считали, что только веры недостаточно и что наше спасение должно быть завершено делами закона. Это Павел называет возвращением от веры к делам закона, явно доказывая, что дела закона, которые предшествуют вере, делают нас рабами и не имеют никакого значения в благочестии и спасении; но если вера делает нас сынами Божиими, то из нее непременно начинают в изобилии проистекать добрые дела.

Но здесь мы должны заметить, о чем на самом деле говорит апостол. Мы сказали, что тех, кто занят делами без веры, он называет рабами, но тех, кто праведен только по вере, он считает сынами. Причина заключается в следующем: слуга может делать некие добрые дела, но он делает их совсем не так, как сын, который свободен и уверен, что все, что есть в доме отца, является его достоянием. Слуга же делает все как нанятый в чужом доме, зная, что наследство никак не принадлежит ему. Дела слуги и сына на первый взгляд могут быть похожи, но их умы чрезвычайно отличаются, как говорит Христос:  раб не пребывает в доме вечно, но сын пребывает вечно.

Потомки Каина могут исповедовать, что у них вера сыновей, ибо они считают самым абсурдным и нечестивым высокомерием утверждать себя как детей Божиих и святых, потому как они считают, что таким образом им не на что рассчитывать перед Богом, и тем не менее, не будучи Его детьми, они хотят оправдаться делами закона, а потому и остаются рабами навсегда.  Они не получают награды, кроме временных вещей, таких, как спокойная жизнь, изобилие земных благ, достоинства и почести,  которые, как мы видим, являются общими среди последователей папской религии. Но это их награда, ибо они рабы, а не сыны, а посему в смерти они должны быть отделены от всех благ, и они не получат никакого вечного наследия, если не уверуют в него как должно на земле. Скажем поэтому еще раз, что слуги и сыновья могут творить сходные на вид дела, но по сути у дел веры и дел без веры нет никакого сходства.

Апостол стремится показать нам, что закон со всеми его делами делает нас не более чем просто рабами или слугами, если у нас нет веры во Христа; только она делает нас сынами Божиими. Это слово благодати возвещается Святым Духом, как показано во многих местах, где мы читаем о Духе, сошедшем на Корнилия и его семью, когда они услышали проповедь Петра. Павел учит, что ни один человек не оправдывается пред Богом делами закона; законом только познается грех. Те, кто верят в силу дел, осуждают веру как самую дерзкую самонадеянность и ошибку хуже всех остальных.   Но здесь вы видите, что такой человек не будет праведен, будучи лишенным веры и убеждений, которые необходимы, чтобы сделать его приемлемым перед Богом и Его Сыном, более того, он враг этой вере, и поэтому  праведности также. Таким образом, легко понять, почему Павел говорит, что ни один человек не оправдывается пред Богом в делами закона.

Делатель должен быть оправдан перед Богом, прежде чем он может сможет сделать нечто доброе. Люди судят о работнике по работе; Бог судит дела по тому, кто их делает. Первая заповедь требует от нас поклоняться Единому Богу, то есть, доверять Ему одному, что есть истинная вера, посредством которой мы стали сынами Божьими. Ты не можешь быть избавлен от зла неверия ни своей властью, ни делами закона; посему все твои дела, которые ты делаешь, чтобы удовлетворить закон, не могут быть ничем, кроме как делами закона, и они никак не в состоянии оправдать тебя перед Богом, Который признает праведными только тех, кто по-настоящему верит в Него; только их истинный Бог сделает Своими сыновьями,  и они действительно исполнят закон. Если бы ты даже убил себя делами, сердце твое не может получить эту веру, и тем самым эти дела станут даже помехой для нее и пойдут тебе во вред.

Тот, кто думает исполнить закон без веры, страдает ради дьявола, и продолжает гнать и веру и закон, пока он не придет в себя и не перестанет доверять своим делам; и только тогда он воздаст славу Богу, Который оправдывает нечестивого, и признает себя ничем, и вздыхает по благодати Божией, зная, насколько она ему необходима. Тогда вера и благодать заполняют его опустевший ум и утоляют голод, и дают возможность творить дела, которые действительно хороши; это дела не закона, но Духа, веры и благодати, которые называются в Писании делами Божьими, то есть делами Бога, Который действует в нас.

Все, что мы делаем нашей собственной властью и силой, то, что не сотворил в нас Бог Своей благодатью, без сомнения, является делами закона и ничего не дает для нашего оправдания, и не угождает Богу, потому что делается из неверия. Тот, кто доверяет делам, ничего не делает свободно и от всей души; он не делал бы ничего доброго вообще, если бы он не был вынужден страхом ада, или увлеченный надеждой на некое благо. При этом ясно видно, что такие люди стремятся только к награде или же побуждаемы страхом, показывая, что они скорее ненавидят закон от всего сердца, и никакой склонности соблюдать его у них нет вообще. Злое сердце не может делать ничего доброго. Эту злую склонность сердца и его нежелание делать добро закон обличает, когда учит, что Бог чтит труды не рук, но сердца.

Таким образом, как учит Павел, законом познается грех, и тем самым мы узнаем, что наши чувства не сосредоточены ни на чем, что хорошо. Это должно научить нас не верить в себя, но доверять только благодати Божией, в результате чего зло может быть изгнано из наших сердец, и мы становимся готовы творить добрые дела и любить закон добровольно, не из страха наказания, но из любви к правде.  И так мы становимся из рабов сынами и наследниками.
Давайте теперь рассмотрим текст по стихам.

Ст.1: "Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего". Мы видим, что дети, которым родители завещали некое имущество, воспитываются не иначе, как если бы они были рабами. Они сыты, одеты, обуты, у них все есть, но они не имеют права ни владеть такими благами, ни пользоваться ими по своему разумению, но воспитываются в строгости, так что даже в своем собственном наследстве они живут не иначе как слуги (менталитет XVI в. - Пер.). Так же дело обстоит и в духовных вещах. Бог заключил со Своим народом завет, когда Он пообещал, что в семени Авраама, то есть во Христе, должны быть благословлены все народы земли. Этот завет был позже подтвержден смертью Христа, и явлен всем людям через проповедь Евангелия. Евангелие полностью открыто как проповедь благодати и хранимого во Христе благословения для всех, кто верит.

Пока этот завет на самом деле не открыт и не явлен людям, сыны Божии живут по обычаю служащих в соответствии с законом и делают дела закона, хотя они не могут быть оправданы ими. Они истинные наследники небес, этого благословения и милости завета, но они этого еще не знают, и не могут насладиться этим. Те, что оправданы благодатью, избавлены от дел закона, и приходят к наследованию оправдания; и затем они свободного могут творить добрые дела во славу Божию и на благо своих ближних. Ибо они имеют завет Отца, подтвержденный и явленный Христом. Это завет Авраама, и все отцы, которые были наделены истинной верой, имели то же самое, что имеем теперь мы, ибо еще до рождения Христа Его благодать была прославлена, хотя она еще не была раскрыта и проповедана, и они жили той же верой и, следовательно, по вере творили добрые дела. 

Они имели ту же благодать, благословение и завет, которые имеем мы, ибо есть один Отец и Бог над всем. Вы видите, что Павел здесь, как почти во всех других местах, говорит о вере и о том, что мы оправданы не иначе как по вере. Нет добра, которое не содержится в этом завете Божием; это он дает праведность, спасение и мир. По вере мы непосредственно получаем удел у Бога. Отсюда вытекают добрые дела, и мы не оправданы для того, чтобы начать искать спасение, но уже обладая праведностью, мы можем с радостью делать добро своему ближнему.

Ст.2: "Он подчинен попечителям до срока, отцом назначенного". Те, кто воспитывают наследника, так управляют его добром, чтобы он не мог потратить свое наследство на разгульную жизнь, а оно само не погибло бы и не было уничтожено. Они не могут позволить ему использовать свое добро  по собственному желанию или для удовольствия, но так, чтобы это было для него выгодно и полезно. Они держат его у себя дома и поручают ему то, посредством чего он может долго и с комфортом наслаждаться своим наследством, но как только он достигнет лет, позволяющих ему здраво рассуждать, они больше не будут огорчать его  жизнью в подчинении.

Именно так обстоит дело и с детьми Божьими, которые воспитываются и наставляются под законом, хотя и являются свободными детьми Господа. Закон помогает им страхом наказаний, которыми он угрожает и которые удерживают их от греха, по крайней мере во внешних делах; через него они приходят к познанию самих себя, и того, что они не делают ничего хорошего вообще с готовностью и усердием, как подобает сыновьям, в результате чего они могут легко увидеть, что есть корень этого зла, и что прежде всего необходимо для спасения, а именно, новый и живой дух, исполняющий всякого добра, которого ни закона, ни дела закона не могут дать, и, приложив Духа к себе, человек уже не решится делать без Него вещи, которые действительно хороши.
Так дети Божьи узнают, что они не удовлетворят закон, если будут только внешне жить в соответствии с его заповедями. Люди могут делать вид, что они повинуются закону, а на самом деле они ненавидят его, делая вид, что они праведны, хотя на самом деле они остаются грешниками. 

Именно таково потомство Каина, лицемеры, чьи руки вынуждены делать добро, но их сердца согласны на грех и тянутся к нему. Узнать, есть ли это в нас - не наименьшая ступень ко спасению. Павел называет делами закона дела в узком смысле, не вытекающие из готовности к усердию, однако закон требует не только дел, но и самого сердца, почему и говорится в Первом псалме о благословенном человеке:  "Но воля его в законе Господнем: и о законе Его размышляет он день и ночь". Такой ум закон требует, но он не дает его; человек не может также приобрести его по своей природе, которая в нем живет, ибо в то время как закон продолжает обвинять человека и осуждает его, он, имея ум, непослушный Богу, осаждается тоской, и его совесть пребывает в мучительном ужасе. Тогда он на самом деле наиболее готов к тому, чтобы принять благодать Божию, и приближается  время, назначенное Отцом, когда его рабству придет конец, и он вступит в свободу сынов Божиих.

Находясь, таким образом, в бедственном положении, и в ужасе, видя, что никакими другими средствами он может избежать осуждения закона, он молится Отцу о благодати, он признает свою слабость, он исповедует свой грех, он перестает верить в дела и смиряется, видя, что между ним и явными грешниками нет никакой разницы, кроме дел, которые может произвести сердце лукавое, какое имеет любой другой грешник.  Состояние природы человека таково, что он способен дать закону только дела, но не сердце; на самом деле посвящение сердца несравненно превосходит все, что может дать закон, которым познается грех, а без него мы предложим лишь солому закона и зерно греха, отдадим оболочку Богу, а ядро сатане, и, на словах порицая нечестие, можем в ярости наброситься на невинного Авеля и даже лишить его жизни, и даже  и преследовать всех тех, которые следуют правде.

Тем, кто доверяет делам, кажется, что они защищают их, чтобы получить праведность; они обещают себе большую награду за это, преследуя так называемых еретиков и богохульников, чтобы защитить тех, кто, как они говорят, соблазнен заблуждениями, и побудить их к добрым делам. Но те, кого Бог избрал к тому, чтобы через закон они познали желания своего сердца, и насколько они не соответствуют делам закона, теряют все свое высокомерие и познают все свое недостоинство. Тем самым они получают благословения вечного завета и дар Святого Духа,  который обновляет сердце; благодаря этому они могут радоваться закону и ненавидеть грех, и хотят и готовы делать те вещи, которые хороши. Это время, назначенное Отцом, когда наследник не должен больше оставаться слугой, но, руководствуюсь Духом Божиим, он больше не находится в подчинении попечителям, как раб, и именно об этом Павел учит:

Ст.3: "Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам слова". Под вещественными началами мы понимаем здесь первопринципы закона и наставления в учении, как сказано: "По времени вам надлежало быть учителями, но вы имеете нужду в том, чтобы снова вас учить первоначалам". "Остерегайтесь, кто бы не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира".  "Вы возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, которым вы хотите еще снова поработить себя". Здесь Павел называет законом первоначала, потому что они не в состоянии выполнить ту правду, которую требует Бога.

Того, что серьезно требует сердце и ум, если в них есть благочестие, природа дать не способна. Закон заставляет человека почувствовать свою нищету и признать свои немощи; он требует по праву того, чего у нас нет и что мы не в состоянии иметь, и так "буква убивает, а дух животворит".  Павел также называет началами мира сего те земные вещи, которые может исполнять и человек, не обновленный Духом, а именно соблюдение праздников, пищевых предписаний, омовение сосудов и тому подобное. Но вера покоится не на таких вещах этого мира, а на благодати, слове и милости Божией.

Ничто из подобных вещей само по себе не помогает и не мешает благочестию или спасению. Потомки Каина могут предписать что угодно, но между собой они не согласны: один из них ест мясо, другой воздерживается от него; один носит черную одежду, другой белую, один соблюдает одни святые дни, другой другие, и так каждый придерживается своих начал, под которыми он находится в рабстве; все они увлекаются вещами мира сего, хрупкими и тленными.  Против них Павел говорит: "если вы со Христом умерли от стихий мира, то для чего держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся... по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном поклонении и смирения, и пренебрежении телом, в некотором небрежении о насыщении плоти".

В этом и других местах, упомянутых выше, очевидно, что монастыри и школы, которые учат нас духовным правилам, явно не согласны с Евангелием и христианской свободой и, следовательно, они являются гораздо более опасными для духовной жизни, чем поведение самых мирских людей. Все их дела есть не что иное, как начала мира, и они христиане только по имени, а потому вся их духовная жизнь и святость мнимы и полны самого отвратительного лицемерия. Притворная святость, которая ложна втайне и является в их делах, отвращает других от веры больше, чем явные и грубые грехи открытых грешников. Но только вера убирает это ложное и рабское служение и учит нас доверять благодати Божией и опираться на нее, и только в силу этого мы делаем то, что должны.

Ст.4: "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить тех, что были под законом, дабы нам получить усыновление". Павел учит нас, что праведность и вера не могут прийти к нам по закону, не можем мы и заслужить их от природы, и он показывает нас, как мы можем получить их и Кто является Автором нашего оправдания. Апостол говорит: "Когда пришла полнота времени"; здесь он говорит о времени, которое было назначено Отцом Сыну, чтобы Он подчинился  закону, придя к евреям. Когда Христос пришел во плоти, дела закона закончились для тех, кто пришел к познанию Христа, так как Он исполнил закон, и рабство закона было изменено на веру сыновей. Христос и пришел к нам для того, чтобы через веру в Него мы могли быть восстановлены к истинной свободе, и получили в вере свободу от Духа.  Как только ты веруешь в Христа, Он приходит к тебе, как Освободитель и Спаситель; время твоего рабства окончилось, ибо пришел Тот, Кто исполнил закон.

Cт.5-6: "А как вы сыны, то Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши взывать: Авва, Отче!". Здесь мы видим ясно, что Святой Дух приходит к святым не по делам, а только по вере. Сыны верят, тогда как слуги только работают; сыновья свободны от закона, слуги подчинены ему, как и прежде. Но апостол говорит: "потому что вы сыны,  Бог послал Духа и т.д.". Он мог бы просто сказать, что с приходом Духа мы стали из рабов сыновьями, но нет, он говорит, что Дух дан нам, потому что мы уже сыновья.

Мы должны сказать на это, что Павел говорит здесь таким же образом, как и раньше, и имеет в виду, что пока не пришла полнота времени, мы были порабощены стихиям мира, и не знали, что мы сыновья Божии, но тем не менее были ими, потому что состояние сыновей назначено нам от века, и потому Бог послал Духа Сына Своего, чтобы исполнить то, что Он от века определил в Нем для нас. Если же Отец даровал нам  Своего Духа, то Он делает нас Своими истинными сыновьями и наследниками, так что мы можем с уверенностью взывать Авва, Отче, ибо мы братья Христу и наследники с Ним. Апостол прекрасно показывает благость Бога, котораяделает нас едиными со Христом, и дает нам иметь все общее с Ним, так что мы живем в Нем Тем же Духом. 

Эти слова апостола показывают, что Святой Дух исходит от Христа, ибо Он называет Его Духом Своим. Так Бог послал Духа Сына Своего, то есть Христа, ибо Он есть Дух Божий, и от Бога дан нам, а не принадлежит нам так, как Христу, и мы не можем сказать "мой Дух Святой" так же, как "мой Господь". Если же Он назван Святым Духом Христовым, то это показывает также, что Он Бог, как Дух Божий.

Христиане могут знать, есть ли в них Святой Дух, то есть Дух усыновления, и слышат ли они голос Его в своих сердцах. Павел говорит, что Духом они могут взывать "Авва, Отче"; он говорит также: "Мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!". Ты не можешь слышать этот голос, если веришь в самого себя; но если ты слышишь его, ты можешь без сомнения предположить,   что не только грехи твои прощены тебе , но и, что ты возлюблен в Сыне Божием, и можешь с уверенностью в вечном спасении называть Его Отцом, и радоваться в Нем радостным и уверенным сердцем. Сомневаться в таких вещах значит позорить Крест Христов - как будто Он не получил на нем все для нас!

Может быть, тебя обуревают страх и сомнения, и ты думаешь, что Бог не есть для тебя милостивый Отец, но гневный мститель за грехи, как это произошло с Иовом и со многими другими святыми, но в такой борьбе доверие и уверенность, что ты сын, несомненно должны возобладать и преодолеть. Сказано, что Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями, которые не могут быть произнесены, и что Он свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи. Тогда как же может быть, что наши сердца должны не услышать этот крик и свидетельство Духа? Но если ты все же не чувствуешь этот зов, берегись облениться и постоянно молись, ибо это очень плохое состояние.

Каин говорит: "наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты изгнал меня, и от лица Твоего я не скроюсь, и всякий, кто встретит меня, убьет меня". Вот страшный и ужасный вопль, который слышит все потомство Каина, которое доверяет себе и сврим делам, и ни во что не ставит Сына Божия и не верит, что Он был послан Отцом, Тот, Кто родился от жены и подчинился закону, а тем более, что все эти вещи были сделаны для их спасения. И нечестие их таково, что они начинают преследовать детей Божиих и становятся столь жестоки, по примеру своего отца Каина, что они не могут успокоиться, пока не убьют своего праведного брата Авеля, и потому кровь Христа постоянно вопиет против них и взывает к их наказанию и возмездию. Но для наследников спасения Дух Христов взывает только о благодати и примирении. 

Апостол здесь использует арамейское и греческое слово, говоря: Авва, Отче. На арамейском это слово значит "отец", и так звали на Востоке отшельников и по-прежнему зовут настоятелей монастырей. У Павла же это слово значит просто "Отец мой".

Ст.7. "Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа". Он говорит, что после пришествия Духа, после познания Христа ты уже не слуга, но сын, который свободен и готов подчиняться по любви. Сын жив и опирается на веру,  раб же опирается на дела. Поэтому ясно, что мы не можем получить спасение от Бога делами, но, прежде чем ты будешь делать то, что приемлемо для Него, необходимо, чтобы ты получил спасение. Затем добрые дела будут течь свободно, в честь твоего небесного Отца, и пользы ближнего твоего; без страха наказания, или искания награды.

Если наследие Отца принадлежит тебе по вере, безусловно, ты богат всем, прежде чем ты сделал хоть что-то. Твое спасение, как сказано, подготовлено и хранится на небесах, чтобы быть открытым. Поэтому дела христианина не должны иметь никакого отношения к заслугам, ибо это дело рабское, но служить только для пользы наших ближних, в результате чего мы можем по-настоящему жить во славу Бога. Наследие столь велико, что к нам оно приходит без цены, без всяких наших заслуг. Только Сам Христос достаточно драгоценен, чтобы Он мог приобрести его для нас, чтобы выкупить нас из-под закона, а затем дать удовлетворение за нас в жизни и в смерти. То, что мы в любви даруем ближнему, приходит к нему свободно, без каких-либо усилий и трудов с его стороны; так и Христос даровал нам от Своего и сделал это нашим достоянием.

Так Павел  избавляет Галатов от лжеучителей, которые не проповедовали ничего, кроме закона, извращая Евангелие Христово. И это крайне необходимо для нас и сегодня, ибо папа, его прелаты и монахи уже века вводят свои законы, которые глупы и губительны, пререкают Слово Божие, отвращая  почти весь мир от благовествования Христова, и явно угашая веру сыновей в Его Царство. Посему всякий, желающий спасения и гонящий действительно спасенных, не иначе как от дьявола.