Просвещение. Нельсон Дженнингс (Nelson Jennings).
Богословие - Статьи


У многих западных людей мнение о восточной духовности закладывались под впечатлением внешнего вида загадочных статуй Будды или популярных песен где, как например у  Джорджа Харрисона, есть слова: «Мой милый Господь», которые обращены к Кришне. В результате у людей появилось множество разных мнений по этому поводу, от неадекватно странных до привлекательно модных.

Под словами «Восточная духовность» мы, обычно, подразумеваем Индуизм и Буддизм. Тем не менее, эти обе религии чрезвычайно различны и многообразны. Индуизм - это народная религия, которая появилась в Индии очень давно. Буддизм - это ответвление от Индуизма, и, сам по себе, он также имеет множество различных направлений, появившихся на протяжении 2,5 тысяч лет.

Просвещение - это общая цель Индуизма и Буддизма. Это возвышенное состояние ума, пребывающего в постоянном покое. Просвещение наступает, когда человек решает проблему неконтролируемых желаний: телесных, эмоциональных или относящихся к общению, а также перестаёт быть чем-либо неудовлетворённым. Просвещению, также, приписывают способность открывать человеку глаза на «истинную реальность», то есть на понимание того, что наш мир на самом деле представляет собой иллюзию и ловушку, из которой надо умудриться выбраться. Главными методами достижения блаженного состояния просвещённости являются медитация, аскетизм и интуиция.

Мы лучше поймём идею просвещённости восточной духовности, если посмотрим по очереди на Индуизм и на  Буддизм. Индуизм создал очень сложные философские системы и эпические повествования о всевозможных божествах. Но если мы доберёмся до сути всего этого, то получится, что основная идея Индуизма заключается в том, что человеческие желания и невежество можно победить с помощью такого слияния человека с истинной реальностью, для которого подходит метафора о капле воды падающей в океан. Они считают, что это слияние помогает человеку вырваться из бесконечного причинно-следственного цикла реинкарнаций. Не трудно заметить, что идеи поп-культуры о поиске внутреннего героя или настоящей истины внутри самого себя, так похожи на идею Индуизма о слиянии человека с «Истинной Сущностью».

Относительно этого, Буддизм отличается от Индуизима. Основатель Буддизма, исторический персонаж, человек по имени Сиддхартха Гаутама, был индийским принцем, который, как это принято считать, пришёл к посвящению через революционное осознание [реальности]. В отличии от цели Индуизма, слияния человека с «Истинной Сущностью», цель Буддизма заключается в достижении понимания того, что всё, что мы можем воспринять, существует в пустоте, включая наше собственное я. В конечном счёте, нет даже нашего я, которое могло бы слиться со всеобщей реальностью. Все что есть - это «ничто».

Здесь вы можете задать себе резонный вопрос: «Разве идеи Индуизма и Буддизма не выглядят как полная чушь или как дьявольский обман?». Должен сказать, что ситуация несколько сложнее, чем кажется. Мы не можем уделить этому вопросу слишком много времени, но, по сути, в мировой религиозной практике прослеживается три основные тенденции: сатанинский обман, греховное отвержение истинного Бога и поклонение «неведомому богу» (Деян. 17:22-28). Господь заложил знание о божественном в разум каждого человека. И человеческие религии, а также разные виды служения идолам свидетельствуют нам об этом начальном знании.

Поскольку все люди являются носителями Божьего образа и знают о Нём, то мы, находящиеся во Христе, и имеющие подлинное, хотя и не полное, знание о Боге, можем познавать Его изучая то, что открыли другие люди. Так, далее, я хочу поближе взглянуть на некоторые мысли восточных философов, которые, на самом деле, могут помочь нам увидеть в новом свете важные истины. Это, также, поможет нам быть более честными и аккуратными в рассмотрении фундаментальных различий между этими традициями и учением Библии.

Западные люди унаследовали греческие философские идеи. Поэтому, под влиянием греческой метафизики, мы можем, сами того не желая, сосредоточиться на неизменности Бога. Классический пример откровения об этом мы находим в книге Исход 3:14: «Я есмь Сущий». Западные люди воспринимают это, в общем случае, только как указание на вечность существования Бога. Тем не менее, другая важная цель этого высказывания заключается в том, чтобы уверить израильтян, страдающих под игом Египта, в том, что Бог всегда был верен [своим обещаниям] в прошлом и будет верен им и в будущем.

К нашей дискуссии это имеет следующее отношение: восточная философская мысль не склоняется к той же абстрактной мысли о «сущности, пребывающей самой в себе», как это делает западная. Вместо этого, если можно так выразиться, восточная мысль живёт в более подвижном мире. Узнавать что-то новое из мыслей восточных философов, не означает принимать их идеи полностью на веру. Вместо этого, они могут помочь нам освободиться от набора неосознанных предвзятых идей, с которыми мы можем подходить к текстам Библии. Например, если подойти к делу внимательно и аккуратно, то можно использовать восточные идеи, чтобы лучше понять Бога как неизменного Начинателя всего.

В то же время, некоторые идеи восточной духовности совершенно и полностью противоречат Божьему откровению. Для начала, можно отметить, что цель Востока по достижению цельного и умиротворённого просвещения, не сходиться с библейским учением о том, что человек предназначен любить и служить Богу и другим людям. К тому же, и в Индуизме, и в Буддизме просвещение происходит тогда, когда человек отделяется от мира, в то время как Бог Писания поручает людям заботу о Своём творении.

В Индуизме человек сливается с истинной реальностью и, таким образом, стирается то различие, которое Библия особенно подчёркивает: между Творцом и всем творением, в том числе и человеком. Буддийская идея о «пустоте» и о том, что людям надо познать её истинную реальность, бросает вызов библейскому учению о том, что Бог действительно является настоящим Творцом и Искупителем, на самом деле сотворившем реальный мир. И наконец, окончательное блаженство и просвещение приходит не через аскетизм и медитацию, а через действие Бога, пославшего на землю богочеловека Иисуса из Назарета, чтобы дать людям вечную жизнь, которая заключается в познании единственного истинного Бога и Иисуса Христа, которого Он послал в мир (Ин. 17:3). И этот дар новой жизни принимается верой и упованием на распятого и воскресшего Сына Божия.

Журнал «Tabletalk» Август 2012. www.ligonier.org