Гораций Бонар. КРОВЬ КРОПЛЕНИЯ
Богословие - Статьи

 Bonar H. God's Way of Peace: A Book for the Anxious. L.,1864. P.57-60
 
Иногда нас спрашивают: "В чем состоит особое значение крови, о котором мы так много читаем? Как оно связано с нашим миром? Что значит "очистить от мертвых дел" (Евр.9.14)? Как кровь связана с миром, благодатью и праведностью, о которых мы говорим? На самом деле у Бога есть причины для акцента, который Его Слово делает на кровь, и понимая это, мы понимаем само основание мира для грешника.


Древние жертвы, от дней Авеля, дают нам ключ к смыслу крови, и объясняют необходимость ее пролития для прощения грехов. "Без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9.7) - вот великая истина, возвещенная Богом от начала, надпись, начертанная на воротах скинии и храма. На протяжении более двух тысяч лет, в течение эпохи патриархов, была только одна большая жертва, всесожжение. При Моисеевом устроении были добавлены три служения - мирная жертва, жертва повинности и жертва за грех.

Во всех них, однако, оставалась суть изначального всесожжения в крови и огне, которая была общей для всех жертв. Кровь как символ замещения, и огонь, как символ гнева Божьего на Поручителя, имели место во всех служениях Израиля, но особенно в ежедневном приношении агнца утром и вечером, которое  было истинным продолжением старого патриархального всесожжения. Именно поэтому Иоанн говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.1.29). Ежедневные жертвы Израиля были ядром всех ветхозаветных жертв, и это была кровь, которая вела сердце молящихся назад к изначальным жертвам, и вперед к Крови кропления, которая должна был говорить лучше, нежели кровь Авеля (Евр.12.24).

Во всех этих жертвах пролитие крови было причинением смерти. Кровь есть жизнь (Лев.17.11,14, Втор.12.23), и излияние крови есть излияние души (Ис.53.12). Это излияние крови и взятие жизни было платой за грех, ибо жизнь была под угрозой с самого начала: "В день, когда ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2.17); и написано также: "Душа согрешающая, та умрет" (Иез.18.4), и опять же: "возмездие за грех смерть" (Рим.6.23).

Но кропление кровью жертв Израиля не могло забрать грех прочь. Оно показало способ, которым  это должно было быть сделано, но это было на самом деле больше поминание грехов (Евр.10.3), чем их искупление (Евр.10.11). Это говорило о том, что должна быть забрана жизнь, чтобы грех мог быть прощен; кроме того, постоянное повторение жертвы говорило о том, что для этого необходима более драгоценная кровь, чем можно было излить на храмовые алтари,  и более драгоценная жизнь, чем человек мог бы дать.

И однажды это великое излияние Крови было достигнуто;  была отдана Жизнь превосходнейшая, и одна смерть Сына Божия сделала то, чего не могли сделать все смерти прежде. Его единственная жизнь была достаточной; Его единственная смерть совершила выкуп, и Бог не требует за него двух жизней или двух смертей. Христос "однажды понес грехи многих" (Евр.9.28 KJV). Он "умер однажды за грех" (Рим.6.10 KJV), "принес одну жертву за грехи, навсегда» (Евр.10.12 KJV).
Пролитие крови (Исх.24.8) предполагало исполнение смертного приговора, который был в свою очередь исполнением требований закона. Невозможность наказать грех смертью оскверняла весь народ; только после этого он мог быть чист и пригоден для служения Богу.

Обычно очистить значит просто смыть грязь водой и мылом. Но этот образ не работает применительно к жертве. Кровь очищает, делая нас причастниками смерти через установление замены. Что же делает нас нечистыми пред Богом? Это наша вина, наше нарушение закона, и мы оказываемся под смертным приговором в результате нашего неповиновения. Мы не только не возлюбили Бога, но сделали то, за что Его праведный закон считает нас достойными смерти. Именно этот смертный приговор, который полностью отделяет нас от Бога, делает для Него невозможным благословить нас, а для нас - опасным идти к Нему.

Когда, таким образом, мы покрыты виной, наказанием за которую является смерть, мы нуждаемся в Крови, приносимой Великим Первосвященником. Эта кровь представляет собой смерть; это Божий синоним смерти. Окропление этой Кровью значит, что смерть, которая является наказанием за нарушение закона, минует нас. Мы претерпеваем наказание и, таким образом, вина уходит. Мы очищены! Грех,  который был, как багряное становится как снег, и то, что было багровым, становится как белоснежная шерсть. Таким образом, мы прибегаем к Крови Христа с верой, ибо только вера позволяет грешнику применить Кровь к себе. Веря в то, что Бог  свидетельствовал относительно этой Крови, мы становимся единым с Иисусом в Его смерти, и таким образом, согласно закону мы рассматриваемся Богом как грешники, которые уже понесли наказание, и таким образом мы омыты от своих грехов Кровью Его.

Таково благовестие жизни через Него, Который умер. Это весть не о том, что мы должны делать для того, чтобы спастись, но о том, что сделал Он. Только это может похоронить опасения грешника, может очистить его совесть, может заставить его чувствовать себя полностью помилованным человеком. Правильное знание Божьего смысла этого окропления кровью есть единственный действенный способ удалить тревоги беспокойной души и ввести ее в совершенный мир.

Евангелие не просто откровение сердца Бога во Христе Иисусе. В нем особо проявляется Божья праведность (Рим.1.17), и именно это откровение праведности делает его поистине "силой Божией ко спасению" (Рим.1.16). Излияние Крови есть Божия декларация праведности и любви, которую Он излил на  сынов человеческих; это согласование закона и любви, осуждение греха и оправдание грешника. И если без пролития крови не бывает прощения, то Евангелие сообщает, что Кровь была пролита, чтобы прощение могло достичь нас; и теперь мы знаем, что "Кровь Христа очищает нас от всякого греха" (1 Иоан.1.7).

Совесть удовлетворена; она чувствует, что Божья благодать - это праведная благодать, что Его любовь - святая любовь. Вот наш покой. Мы спасены не воплощением, но пролитием Крови. Христос не просто толкователь мудрости, не просто милостивый благодетель, как считают некоторые, думая, что они правильно поняли Евангелие, говоря, что Иисус лишь раскрыл любовь Божию. Они глубоко заблуждаются. Если Христос не есть наш Заместитель, для грешника Он  ничего не значит. Если Он не умер за грех, Он умер напрасно. Давайте не будем обманываться по этому вопросу, и пусть нас не введут в заблуждение те, кто, считая Христа просто Избавителем, думают, что они проповедуют Евангелие! Если я могу бросить веревку утопающему, я избавитель.

Если я брошусь в море, спасая утопающего, я избавитель.  Но разве Христос сделал не много больше чем это? Он не просто рисковал Своей жизнью. Сама суть искупления Христа - это отдание Им Самого Себя вместо нас, Своей жизни за нашу. Он не пришел рисковать Своей жизнью; Он пришел, чтобы умереть! О не мог искупить нас небольшой потерей, некоторой жертвой, некоторым трудом и страданиями. Он искупил нас Богу Своей кровью, драгоценной Кровью Христа (1 Пет.1.19). Он отдал все, что Он имел, даже свою жизнь, для нас. Вот единственное в своем роде избавление, что вдохновляет счастливую песню: "Тому, Кто возлюбил нас, и омыл нас от грехов наших Кровию Своею" (Откр.1.5).

В религиозном мире сейчас существует тенденция отказаться от Крови и от всей славы Евангелия, считая, что оно якобы не нуждается ни в Жертве, ни в смерти Агнца. Так люди идут по пути Каина, который отказался от крови и пришел к Богу без нее. Он не признавал себя грешником, обреченным на смерть и нуждающимся в смерти Другого, чтобы спастись. Это было открытое отторжение человека от Божьего пути жизни. В первую очередь в этом отказе мы видим первого убийцу, ибо тот, кто не обагрил свой алтарь жертвенной кровью агнца, осквернил землю кровью своего брата. Языческие жертвенники были обагрены кровью, и по сей день они таковы. Но поклоняющиеся на них не знают, что означает пролитие крови. В лучшем случае предчувствия этого проникают в их сознание, когда они проливают кровь, чтобы успокоить ярость своих богов.  

Но это никак не связано с любовью и праведностью Бога. Ярости в этом  смысле в Нем нет (Ис.27.4), тогда как их алтари говорят только о ярости. Кровь, которую они приносят, есть отрицание и праведности и благодати. Но посмотрите на алтари Израиля. На них лилась кровь, но те, кто ее проливали, знали Бога, к Которому они приходили. Они приносили жертвы в знак признания их собственной вины, но и зная о Его милующей любви. Они говорят: "Я заслуживаю смерти; но пусть эта смерть будет замещена, и пусть любовь, которая в противном случае не может иметь дело со мной по причине вины, будет теперь излита на меня".

Остерегайтесь же, с одной стороны, ошибки Каина, пришедшего к Богу без крови, и языческой ошибки с другой стороны, извращающей смысл крови. Знающие  Божий разум и смысл в драгоценной Крови Его Сына доверяют Его свидетельству о нем, чтобы успокоить свою совесть и найти отдых своей душе. Именно в смерть Христа мы крещены (Рим.6.3) и, следовательно, крест, который был орудием этой смерти, является нашей славой. Крест есть наказание грешника, уплата долга, уничтожение рукописания, которое было против нас. И если крест есть оплата, то Воскресение есть принятие ее Богом целиком, подписанное Его собственной рукой. Наша вера не является завершением платежа, но простым признанием с нашей стороны той оплаты, что была совершена Сыном Божьим.

Через это признание мы становимся настолько едины с Тем, Кто умер и воскрес, что в дальнейшем мы считаемся уже наказанными, и рассматриваемся так, как если бы мы умерли сами. Таким образом, мы оправданы от греха, а затем сделаны причастниками праведности Того, Кто был не только предан за грехи наши, но и воскрес для оправдания нашего.