Просите, Ищите, Стучите. Эрик Александр (Eric Alexander)
Богословие - Статьи

 

Наверное, мало кто из пасторов не повторял слов апостола Павла с той же тоской, что и у него: "Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?" (Гал. 5:7). Апостол коснулся вечной трагедии жизни, которая рано проявилась в духовности, но была задушена недостатком стойкости. Эту же грустную историю рассказал нам Иисус в притче о сеятеле, когда Он описал человека, который: "слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется" (Мф. 13:20).

Слово стойкость используется в Библии в двух значениях. Первое - это совершенная стойкость, которая происходит от того, что Бог хранит нас - Свой народ, что и является основанием нашей уверенности в грядущем вечном блаженстве. Вестминстерское Исповедание Веры посвящает целую главу этой теме, убеждая нас, что настоящие верующие "не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от пребывания в благодати, но, конечно же, будут сохранены в ней до конца" (ВИВ 17.1). Это зависит от Божьего избрания людей для Себя.

Но также это слово используется для описания черты характера верующего, примером чего служит Еф. 6:18: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых." Это черта характера верующего и плод труда Святого Духа в наших жизнях. Второе использование слова чаще применяется к постоянству и стойкости перед лицом преследований и гонений, или к постоянству в молитве. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Нет сомнений, что Иисус сфокусировал своё внимание на теме постоянства в молитве в конце Своей нагорной проповеди: Евангелие от Матфея 7:7-11. Буквальный перевод получился бы таким: "Продолжайте просить, и дано будет вам; продолжайте искать, и найдёте; продолжайте стучать и отворят вам" (стих 7). Все три глагола стоят в настоящем времени в повелительном наклонении, и гораздо вероятней, что они не просто являются повторением одной и той же идеи. Скорее, как я думаю, это три повеления: "просите", "ищите", "стучите" выражают последовательное усиление действия. Постоянное прошение требует стойкости, и ещё больше терпения необходимо для поиска. А неотступный стук в дверь показывает сильное желание войти.

Интересно, что Лука в своём евангелии расположил в этом месте в учении Иисуса притчу о настойчивом друге, который стучал ночью в двери к своему товарищу и не хотел прекращать просить хлеба. Иисус же сказал, что по неотступности своей он получил просимое. Но посмотрите более внимательно на каждое из этих слов в этом месте: "просите", "ищите", "стучите" (Лк. 11:5-13).

Прошение - это наиболее частое, что приходит на ум при вознесении молитвы к Богу. Это обращение терпящего нужду, и знающего, кто может ему помочь. Или  просьба ребёнка, который просит то, что Отец может ему дать.

Объясняя эту притчу в Мф. 7:9, Иисус использует пример земных отношений между отцом и сыном: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?" Отцу нравится давать что-то своему сыну, и не просто давать, а дарить нечто хорошее. Сын показывает свою веру в прошении, а отец являет свою милость, даруя просимое.

Благодать и вера являются ключевыми элементами молитвы. В случае даров от нашего небесного Отца, мы как бы касаемся совершенства, которое открывает нам совершенно новую реальность. Дары Отца совершенны; вот почему мы должны быть так ревностны в обращении к Нему.

Если вы задаётесь вопросом, почему Богу надо, чтобы мы просили, перед тем, как Он нам что-то даст, то помните о двух вещах: первое, Он ежедневно даёт нам благие дары, о которых мы даже не подумали, не говоря уже о том, чтобы о них просить; второе, в Псалтыре мы можем прочитать удивительный отрывок из беседы Бога Отца и Бога Сына, который относится к тому, как Сын получит в Своё владение народы и землю, Отец сказал: "Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2:8). Если даже единородный Сын должен просить, то не удивительно, что дети Божьи, принятые благодатью в Его семью, также должны просить.

Поиск ещё больше открывает нам Божий характер. Я не уверен на 100%, что это так, но нет сомнений, что Бог отвечает тем, кто ищет Его (и здесь, конечно же, надо помнить, что никто по настоящему не ищет Бога, если Он не привлечёт человека к Себе).

Нам нужно быть внимательными к тому, как это подчёркивается в Библии. В Иер. 29:13, Бог говорит: "И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим." (См. также 2 Пар. 7:14 и Ис. 55:6).

Стучать - это ещё более активное действие, чем поиск и прошение. Я думаю, что здесь выражается мысль о серьёзности намерений. Человек, из притчи Иисуса, пришедший к своему другу ночью показал свою серьёзность через неотступный стук в дверь. Бог отвечает имеющим серьёзные намерения. Поверхностные молитвенники и духовные шуты не тронут Его сердце и ум.

Итак, когда молитесь, будьте просителем, будьте искателем, будьте серьёзны. В истиной молитве нужны все три элемента.

 

www.ligonier.org