Божья Дисциплина. Дж. Бики
Богословие - Статьи

Церковные программы, служения в учебных учреждениях и независимые организации сегодня подчеркивают нужду в радикальном ученичестве. И не всегда понятно, что они под этим подразумевают, хотя слово "радикальное" может быть и модно. Но вот, что понятно: если чьи-то взгляды на ученичество снижают ценность дисциплины, то мы можем сказать, что какое-бы прилагательное не стояло перед термином ученичество, оно перестает быть библейским.

Слова disciple - ученик, и discipline - дисциплина, произошли от Латинского корня и заключают в себе идею порядка  (можно использовать русский аналог: послушничество и послушание, прим. пер.). Относясь к такому обращению с учеником (discipulus), которое исправляет и наказывает, дисциплина является инструкцией или знанием, которые ему дают. Ученичество и дисциплина связаны неразрывно; служение Иисуса является тому примером. Христос не колебался, когда надо было поправить Своих учеников (Мф. 8:26; Мк 10:14, 16:14; Лк 9:54–55), а они часто обращались к нему: "Рабби" или "Учитель".

И это не удивительно, поскольку какой же благочестивый отец позволит своему ребенку пребывать в неповиновении? Послание к Евреям провозглашает: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). Отеческое вразумление неотделимо от нашего с Ним общения. Когда Отец усыновляет нас, принимает в Свою семью, Он изливает на нас любовь и обращается с нами, как со Своими настоящими детьми, что также включает в себя отцовскую дисциплину. Она не нужна сама по себе; Бог использует дисциплину, чтобы исправить наше неправильное поведение и научить нас повиноваться (Лев. 26:23; 1 Кор. 5:5). Бог хочет, чтобы Его дети были святы, поэтому Он дисциплинирует нас в частном порядке через провидение и публично, через церковную дисциплину.

Это означает: первое, что каждый Христианин проходит через личное наказание за грех. После того, как Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, а затем убил Урию, Господь послал Нафана, чтобы обличить его. "И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын" (2 Цар. 12:13–14). Господь наслал на Давида последствия его греха, чтобы оправдать Свою честь и заботливо привести Давида к покаянию и поклонению, как это точно описывает 50 псалом. "Наказание это следствие Его любви", сказал Джон Оуэн.

Нужно отметить, что не каждое действие наказания провидением, кажется исходящим от Божьей дисциплины. Хотя все страдания являются последствиями грехопадения, не всегда есть прямая связь между личными грехами и личными страданиями, как это ясно из историй Иова и человека рожденного слепым (см. Ин. 9:3). В их случае Божья дисциплина была совершена в первую очередь для Его славы. Мы не всегда можем связать страдания с определенным грехом.

Второе, Христос рассматривал дисциплину как часть служения Церкви. В установлении Церкви Нового Завета, Иисус дает Своим ученикам ключи от Царства вместе с властью связывать и освобождать (Мф. 16:19; 18:15–18; Ин 20:23). Сильные высказывания в этих отрывках не должны рассматриваться слишком уж буквально, как если бы Церковь сама имеет власть прощать или отказывать в прощении греха на веки. Но Иисус особым образом наделил властью надзирающих за Его Церковью, чтобы управлять вопросами членства в

Церкви и ее руководства. Он научил их кого включать, а кого исключать, и дал библейское установление о том, что члены Церкви должны повиноваться.

Таким образом, церковная дисциплина имеет и позитивный и негативный аспекты. Для назидания, церковная дисциплина включает в себя наставления и учение. Церковь является учителем, воспитателем и подателем пищи, поскольку Дух действует через проповедь Слова, таинства и церковную дисциплину. Для запрещения, церковная дисциплина включает в себя действия для исправления поведения членов Церкви, от обличения до отлучения (Мф. 18:15-17). В этом служители Церкви используют ключи от Царства.

Апостолы и лидеры ранней церкви понимали эти указания Христа, как постоянные законы. В апостольской церкви применялись твердые дисциплинарные меры к тем, кто заблуждался в учении или действиях. Посмотрите например на резкие увещевания, которые Павел написал Галатам, за то, что они оставили Евангелие (Гал. 3:1-7), и на то, как он призывает Фессалоникийцев удаляться от всякого "поступающего бесчинно" (2 Фес. 3:6; см. также Тит. 3:10) и Коринфскую церковь изгнать распутного верующего (1 Кор. 5:4-8). Передавая факел служения молодым пасторам Тимофею и Титу, Павел настаивал на том, чтобы те, кто грешат, должны быть публично обличены (1 Тим. 5:20), а пустословы и обманщики должны быть остановлены (Тит. 1:10-11). Иуда призывает церковь: "А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд. 1:23). Церковь должна проявлять дисциплинарные меры к верующим, если их поведение не согласуется с Евангелием.

Из этого следует, что апостолы рассматривали дисциплину как обязательную и постоянную функцию Церкви. Она должна регулировать поведение тех, кто является ее частью, применяя дисциплинарные меры к тем членам сообщества, которые ошибаются в учении или жизни, и отлучая тех, которые отказываются покаяться (Мф. 18:15-17). Отлучение не совершается само для себя, но является общественным средством, которое Бог использует, чтобы человек покаялся, или чтобы очистить Свою Церковь от порока. "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом", сказано в 1 Послании к Коринфянам 5:7.

Реформаты обычно обозначали три признака истинной церкви: здравая проповедь Слова, правильное совершение таинств, и совершение библейской дисциплины. Важная часть Церковного служения - это взращивать верующих от духовного младенчества к зрелому возрасту через наставление и исправление. Цитируя Киприана, - "Бог не может быть твоим Отцом, если Церковь для тебя не мать", Жан Кальвин пояснил, что Бог собирает своих детей в лоно Церкви "не только для того, чтобы они могли быть питаемы с ее помощью и ее служением, пока они еще в младенчестве и детстве, но также и для того, чтобы они были водимы ее материнской заботой и наконец достигли цели веры" (Установления Христианской Веры 4.1.1).

Таким образом дисциплина способствует настоящей набожности и благочестию, а не бунту и законничеству - как в личной жизни, так и в церковном служении. Через насаждение личной дисциплины такой как чтение Библии и размышление, молитва, молитвенное чтение и ведение дневника, Христиане обычно возрастают в благочестии. Но благочестие также является результатом публичной церковной дисциплины, которая должна стараться направлять Христиан к покаянию и жизни в святом, чутком и благодарном повиновении Богу. Практикуемая таким образом дисциплина представляет нам закон как набор правил, которым мы должны следовать не для того, чтобы заслужить Божье принятие, но чтобы выразить свою благодарность за избрание в "Возлюбленном" (Еф. 1:6). Верующие не достигают настоящего благочестия через законническое соблюдение заповедей, но жизнью в любви пропитанной Божьим законом, проистекающей от нашего пребывания во Христе. Поэтому, благочестие это не независимая духовность, но стиль жизни в любви к Богу и ближнему, воспитанный духовной дисциплиной. Это соединяет вместе свободу любви и дисциплину повиновения. Исходя из этого, мы может заключить, что благочестие лучше всего созидается в контексте церкви, где проповедь, совершение таинств и дисциплина вместе трудятся для того, чтобы строить благочестивую жизнь дома в церкви, в школе и на рынке.

Хотя в наши дни дисциплина в современной Церкви ослабла, поскольку прихожане рассматривают себя независимыми и добровольными членами, которые никому не подвластны. Послание к Евреям 13:7 говорит, что признаком веры является не автономия, а подчинение Богу и властям, которые Он назначил. Наше крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа знаменует это подчинение власти. Когда Израильтяне "все крестились в Моисея в облаке и в море", они крестились под данной ему Богом властью (1 Кор. 10:2). Крещение во имя триединого Бога означает, что Бог призывает нас быть Его учениками и приводит нас под Свою власть, используя эту власть через Церковь.

Некоторые думают, что церковная дисциплина жестока; но они не понимают, что давать лекарство больному это никогда не жестоко. Другие бояться, что церковная дисциплина лишит Церковь ее славы, драгоценного уважения и прихожан. На самом деле, когда Церковь верно применяет дисциплину, она возрастает в уважении, славе и, часто, в количестве членов, точно также как это произошло, когда Анания и Сапфира были призваны к ответу (Деян. 5). Прочие утверждают, что Бог не нуждается в служителях, чтобы очищать свою Церковь, поскольку отмщение принадлежит Ему - Он сам управиться со Своим виноградником. Это истинна, что Бог не нуждается в человеке. Но Он даровал власть Своим служителям, которые дисциплинируют во имя Его, для Его славы и для чистоты Церкви. Печально, но немногие Христиане в наши дни понимают, что принятие взыскания от назначенных Иисусом служителей, управляющих в соответствии с Божьим Словом, это принятие наказания от Самого Отца.

Тогда, дисциплина неотделима от ученичества. Это очевидно в наших личных жизнях, поскольку Бог обещал наказание и Своим детям, и в служении Церкви ее членам. Мы должны восстановить учение Нового Завета, древней Церкви и Реформатов о том, что добровольное принятие дисциплинарного взыскания - это отличительный признак каждого истинного Христианина. Бог обещал учить и дисциплинировать Своих детей, Иисус дал такое повеление Своим ученикам, Апостолы настаивали на этом в церквях, а Реформаты считали это признаком истинной Церкви. Пока мы ждем судного дня, давайте стараться учить и дисциплинировать так, как это делает Бог, чтобы Церковь могла явиться без пятна и порока, прекрасной невестой для своего долгожданного Жениха.

www.ligonier.org