Основа Доктринального Богословия.О проявлениях Завета Благодати во времена Моисея. Книга 4 Глава 3 Джон Гилл
Богословие - Труды Джона Гилла

Джон Гилл

 Основа Доктринального Богословия.

Книга 4 - Глава 3

О проявлениях Завета Благодати во времена Моисея.

Проследив провозглашение и применение Завета Благодати от времен наших первых родителей, через патриархов и до времен Моисея; я должен теперь рассмотреть его, как он проявился во времена Моисея и до Давида и пророков; и таким образом должен начать:

1. С самого Моисея, который был великим мужем Божьим; и хотя через него был дан Закон, он много знал о Христе, о Его личности, служениях [пророка, священника и царя, прим. пер.] и благодати; и о ее благословениях. Христос сказал Иудеям: "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" (Ин 5:46). Моисей был выдающимся предтечей Христа, в нем ясно была видна благодать Христа и Завета.

В послании к Евреям 3:1-14 апостол проводит параллель между Моисеем и Христом, и хотя он отдает предпочтение Христу, как это и должно быть по справедливости; они оба, как он замечает, были озабочены делами дома Божия; оба верны в нем; с разницей в том, что Моисей как слуга, а Христос, как Сын в Своем Собственном доме.

Моисей был посредником, когда был дан Завет Синая, по просьбе народа Израильского, и с позволения Бога; и стоял между Богом и народом, чтобы доносить Его слово до них (Гал 3:19; Втор 5:5), в этом он был предшественником Христа, Посредника Нового и лучшего Завета, и Посредника между Богом и человеком. Он был пророком и говорил о Христе, как о пророке, подобном ему, которого должно слушаться; и который будет воздвигнут Богом, чтобы поведать Его замыслы и Его волю сынам человеческим. Когда Моисей и Илия были с Христом на горе, что показывает гармонию и согласие между ними; с неба был голос, сказавший: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте", как великого Пророка Церкви; (Втор 18:15; Евр 1:1-2; Мф 17:5).

 Моисей был священником, он был назначен на это служение еще до Аарона; и он, на самом деле, посвятил Аарона в священники через приношение жертв (Исх 29:1; Пс 98:6), в чем он представил Христа, в Его служении священника, ставшего человеком, чтобы быть Милостивым и Сочувствующим; и будучи святым, невинным и отделенным от грешников, Он подходил для этой цели, и для того, чтобы предложить чистую жертву за грех.

 Моисей был также царем и законодателем от Бога; правителем и главой народа Израильского (Втор 33:4, 5). Христос это Царь Сиона и Царь святых; по назначению Своего Отца, и с признание от Своего народа, что Он у них есть, и которому они подчиняются как царю; и чьему царству не будет конца (Пс 2:6; Ис 9:7; 33:22).

И еще, Моисей был освободитель и искупитель народа Израильского из состояния рабства, в котором они были в Египте (Деян 7:35), и в этом он нес образ Христа Искупителя Своего народа, от еще более худшего рабства, чем Египетское, рабства греха, Сатаны, и Закона; и в этом, таким образом, через него была явлена Благодать Завета, и его благословения во Христе к вере Божьего народа.

Многое было сделано им, и под его началом, и в его время такого, что провозглашало и показывало Завет Благодати, и его содержимое.

Весь церемониальный закон был ни чем иным, как тенью Завета; это была тень тех благ, которые должны были прийти через Христа, великого Первосвященника, и которые и пришли через Него; такие как мир, прощение, праведность и спасение. Священники, их одеяния, и их жертвоприношения, вместе со множеством других ритуалов, все это давало некое представление о Христе, и Благодати Завета, пришедшей через Него: церемониальный закон был Евангелием Израильтян, это был их педагог, их школьный наставник, который учил их азам Евангелия пока они были как дети. Христос был целью и сутью этого закона, его пунктом назначения, и в Нем он нашел свое полное исполнение; Израильтяне, из-за тьмы, не могли видеть это до конца, что теперь уже не так, и мы можем видеть это напрямую.

 Это может быть слишком трудоемко - разбираться с различными отдельными проявлениями Божьего промысла, которые показывали Благодать Христа, и Завета к вере людей. Должно быть достаточно трех или четырех примеров, длящихся мало или долго; и бывших либо выражены как заповеди, или как сверхъестественное действие провидения, показывающего духовные вещи.

Пасха, которая была установлена во времена Исхода Израиля из Египта, соблюдалась верой; и не только верой в избавление от Египетского плена, но и верой в будущее искупление и спасение Христом; отчего Он назван "Пасха наша" (1 Кор 5:7; Евр 11:28). Пасхой был агнец без порока, закланный собранием Израильтян, между двумя вечерами; затем его жарили на огне, и ели с горькими травами, а его кровью были помазаны дверные косяки домов Израильтян; чтобы, когда поражающий ангел проходил по Египту, для истребления первородного, видя кровь на косяках, он прошел мимо домов Израильтян, и оставил их невредимыми; отчего это установление и зовется Пасхой [англ. букв. "пройти над", прим. пер.]; (Исх 12).

Все это было изображением Христа, Агнца Божия, без пятна и порока; который был схвачен Иудеями и распят и убит; который вынес огонь божественного гнева, который иссушил Его силу, как черепок; Он должен был быть и есть наша пища верой; весь Христос, в своей личности, и служениях, и благодати окруженный сокрушением и смирением за грех; верующие в него, когда взирают на него верой, скорбят; и исповедание Его, в большей или меньшей степени сопровождается горькими бедами, злословием и преследованиями; и Его кровь, которая от этого названа кровью кропления, та что была пролита, и которой были окроплены сердца людей, не только очищает их совести от мертвых дел, но и спасает их от гнева и суда Бога; который, глядя на эту кровь, которая всегда на виду, примиряется с ними, и проходит мимо них, когда воздает отмщение другим.

 Манна это еще одно изображение Христа; это был прототип хлеба, а Христос - истинный хлеб; отсюда Христос, говоря о манне и о Себе, сказал: "Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес" (Ин 6:32), подразумевая Себя, истинный вид хлеба; манна была только тенью, а Христос суть, твердая и полноценная пища, на которую указывает манна, и поэтому Он назван сокровенной манной ("побеждающему дам вкушать сокровенную манну", Откр 2:17), которую каждый верующий в Христа имеет право есть и ест; так что Ветхо- и Новозаветные святые - "все ели одну и ту же духовную пищу" (1 Кор 10:3).

Израильтяне, будучи в пустынной местности, и голодая, жаловались на отсутствие пищи, и роптали; Бог обещал дать им хлеб с неба, что и сделал: которого они не знали, когда они увидели его в первый раз, и спрашивали друг друга: "Что это?" она была мала, бела и сладка; и они собирали ее каждый день, для пропитания на день, как им было сказано; и мололи в муку, или давили в ступках, и жарили на сковородах: и питаясь манной, они жили в пустыне пока не пришли в землю Ханаанскую (Исх 16; Числ 11; Нав 5:12).

Все это указывает на Христа и Его благодать, Он есть пища веры; Его, когда Он пришел, мир не познал; и Он не известен Израилю Бога до обращения; они без Христа, без знания о Нем, пока не перерождены; пока Бог не соблаговолит призвать их Своей благодатью и открыть им Своего Сына.

 И Он совершенно скрыт от людей мира сего; в чьих глазах, и в глазах плотских людей, Он мал, и слаб, и презрен; но бел и румян, хорош и красив, чист и свят и желанен для истинно добрых душ; для которых вкус Его плодов, благословения Его благодати, Его учения, Его слово и заповеди сладки и приятны; и распятый Христос, чьи страдания обозначены манной размолотой, раздавленной и зажаренной, есть пища верующих в нынешнем состоянии; что есть их хлеб насущный, которым они питались в пустыне, пока не пришли в землю Ханаанскую, и стали есть "произведения земли", то, что Бог от вечности приготовил для тех, кто любит Его.

Вода из камня, которую пили Израильтяне в пустыне, была еще одной эмблемой и представлением Христа и Его благодати; отчего она названа "духовное питие", и сказано о камне, что они "пили из духовного последующего камня; камень же был Христос", (1 Кор 10:4).

Израильтяне, желая воды в пустыне, роптали, тогда Моисею был дан приказ от Господа ударить скалу так было в двух случаях, в двух разных местах (Исх 17:6; Числ 20:8) [второй раз Моисею было сказано "ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду", но Моисей не послушался и ударил скалу, за что "не введете вы народа сего в землю" Числ 20:12, прим. пер.], откуда истекла вода, чтобы напоить их, и их стада и отары. Христос был представлен скалой, и может быть сравнен с таковой за ее высоту, укрытие, силу и долговечность; которая следует за ними и питает их, пока они в мире: и как жезлом Моисея была ударена скала; так Христос был ударен и поражен законом и судом, будучи твердыней и представителем Своего народа, через что благословения благодати потекли на них; такие как оправдание, прощение и так далее, как кровь и вода истекли из Его бока, когда Он был пронзен копьем; так и эта скала была также ударена для верующих, чтобы они имели никогда не заканчивающийся поток благодати в пустыне.

Медный змей был еще одним представлением Христа и Его благодати. Израильтяне были искусаны ядовитыми змеями, от чего многие умерли; Моисею было сказано Господом сделать медного змея и установить его на шесте, чтобы искусанные могли посмотреть на него и остаться в живых; что и было сделано, и получился обещанный эффект (Числ 21:6-9). Наш Господь сам заметил этот выдающийся пример и применил его к Себе (Ин 3:14-15). Змей, сделанный Моисеем, выглядел как змей, но имел другую природу: Христос имел вид грешной плоти, но Его плоть не была грешной; Он не имел яда змеи - греха, первородного или совершенного: змей был ядовит [оригинальное слово обозначает "пылать", прим. пер.], означая либо гнев Бога, вынесенный Христом, или возмездие, которое Он совершил Своим и нашим врагам на кресте; или, скорее, это может обозначать Его пламенную любовь к Своему народу, выраженную через Его страдания и смерть.

Медный змей обозначал не только блеск и славу, но и силу; Он, будучи могущественным Богом, способен спасти до крайней степени всех, которые придут и будут взирать на Него, ища спасения. Расположение змея Моисея на шесте, может обозначать распятие Христа, как Он и сказал: "вознесен буду от земли" (Ин 12:32), или Его возвышение по правую руку от

Бога; или, скорее, возвышение Его в служении проповеди Евангелия, в котором Он вознесен, как знамя и штандарт, чтобы собрать к Себе души; и где Его явно выставляют, как распятого и убитого, как суть и основание надежды.

И как цель вознесения змея была в том, чтобы всякий, кто укушен ядовитой змеей, мог взглянуть на него и остаться в живых; так и цель Христова распятия, и Его служения проповеди Евангелия в том, что те, кто поражены ядом древнего змея, Дьявола, и чьи раны, в противном случае, неизлечимы, могли, взирая на Христа верой, жить духовно, мирно и вечно; как это происходить со всяким, имеющим благословение духовного зрения (Ин 6:40). 

2. Кроме Моисея, были и другие в Его время, в ком Благодать Завета была замечательно явлена и провозглашена; особенно в Аароне, его брате, названном "святым Господним" (Пс 105:16), святым, у которого урим и туммим (Втор 33:8), прототип Христа, в котором весь свет и совершенство; и хотя Христос, как священник, был не по чину Аарона, но по другому; все же Аарон предвосхитил Его; он был взят из среды своих братьев, чтобы приносить дары и жертвы за грех, и не взял это на себя сам, но был призван Богом: "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Евр 5:4, 5), и предложил жертву за грехи Своих людей, приятное благоухание Богу; чему жертвы Аарона и его сынов были прототипом, чем вера верующих в те времена была ведома к великой и лучшей жертве Христа. Аарон был прообразом Христа и в своем заступничестве, как и в жертвоприношении; он мог хорошо говорить, и поэтому был назначен оратором Моисея перед людьми (Исх 4:14-16). Христос - ходатай за Своих людей; Он хорошо может говорить в их защиту, и всегда пребывает перед лицом Бога, и ходатайствует за них, и Бог всегда слышит Его.

3. Иисус Навин, последователь Моисея, тоже был образом Христа, и в нем была ясно явлена благодать Христа и Завета. Их имена обозначают Спаситель; он тоже был назван Иисусом (Евр 4:8). Моисей провел народ Израильский через пустыню, к границам земли Ханаанской, но ему не было позволено вести их туда; подразумевая, что это не через дела закона, или дела праведности, совершенные людьми, они спасены или могут быть спасены; что человек должен иметь лучшую праведность, чем свою собственную, или он никогда не войдет в Царство Небесное; нет спасения, кроме того, что в имени и через имя Иисуса, прототипе имени Иисуса Навина: как он вел народ Израильский в Ханаан, и поселил их там; так Христос, Своей кровью и праведностью, открыл путь для Своих людей в Небесное Царство, и дает им широкий вход в Царство Славы. Иисус Навин не дал истинного покоя в Ханаане; поскольку, тогда о другом и не надо было бы говорить; только образ покоя был дан; но Христос, наш духовный Иисус Навин, дает духовный покой здесь и вечный покой после.

Красная нить, которую соглядатаи во времена Иисуса Навина сказали Раав повесить на окно, чтобы ее дом мог быть опознан, чтобы спасти ее, и всех в нем, при разрушении Иерихона, была эмблемой крови Христа, через которую приходит мир, прощение, праведность и спасение для величайших грешников; как для языческих грешников, так и для Иудейских; и через которую приходит спасение от гнева, погибели и разрушения. Иисус Навин был благословлен появлением ему Христа, с обнаженным мечем в руке, провозгласившим ему, что Он Вождь воинства Господня, чтобы воодушевить его, ободрить и помочь ему. Христос есть Вождь спасения, сражавшийся в битве Своих людей за них; победивший всех их врагов, и даровавший все преодолеть Своей силой.

Были и более поздние явления Христа другим в этот период времени, например Маною и его жене, когда Он провозгласил, что Его имя Чудно [слово на Иврите обозначающее Чудо, прим. пер.], что является одним из имен Христа (Ис 9:6), и Гидеону, и Самуилу и другим, но я не буду более уделять этому внимания.